Ростовское изобретение по защите пилотов от лазерных лучей пока остается невостребованным. За месяц со дня его презентации в вуз поступил один-единственный запрос.
В июле "РГ" рассказала об актуальном изобретении сотрудников Донского государственного технического университета - очках, в которых пилотам не страшны лазерные лучи. Актуальном потому, что с начала года в России зафиксировано свыше 45 случаев ослепления летчиков, сигналы поступают из разных уголков страны практически каждую неделю.
Научные сотрудники кафедры робототехники и мехатроники ДГТУ разработали стекла для очков, которые могли бы использовать пилоты. Такие очки в десятки тысяч раз снижают интенсивность лазерной атаки, защищая зрение летчиков. В разработке есть еще одна составляющая - оптические элементы, которые устанавливаются в кабине самолета. Их цель - отражать направленные на лайнер лазерные лучи, "возвращая" их самим хулиганам. Таким образом, пилоты оснащенного этим оборудованием самолета получают защиту, а любители "пострелять" - моментальное наказание.
Пока сделан только демонстрационный макет очков, который можно представить инвесторам для запуска изобретения в массовое производство. Но чтобы довести макет до промышленного образца, нужно время и, главное, деньги.
- На доработку макета уйдет около полугода. Чтобы наладить его производство, нужно провести исследовательскую и конструкторскую работу. Так как речь о безопасности на транспорте - получить согласования с надзорными органами, пройти сертификацию. На все это нужны средства, которых у университета просто нет, - говорит доцент кафедры ДГТУ Владимир Мартынов.
После того как разработка была презентована журналистам, на кафедру пришел официальный запрос из МВД РФ. Авторы изобретения подготовили подробный ответ с перспективами новинки. Правда, они опасаются, что как только ажиотаж вокруг лазерных хулиганов спадет, исчезнет и интерес к их очкам. И изделие так и останется пылиться на полке.
А пока ростовские очки никому не нужны, тысячи полицейских и сотрудников ФСБ в разных городах страны работают сутки напролет, пытаясь вычислить "лазерных террористов". Правда, без особого успеха. Неужели должна случиться авиакатастрофа, чтобы защитой от лазерных лучей заинтересовались авиакомпании и службы безопасности на транспорте? Этот вопрос мы задали заинтересованным лицам.
- В борьбе с лазерными хулиганами надо действовать по всем направлениям, - считает замминистра транспорта Валерий Окулов. - Сейчас подготовлен законопроект, запрещающий торговлю, оборот и распространение лазеров определенного класса на территории Таможенного союза. Он должен быть принять в кратчайшие сроки. Но, конечно, нужны и технические средства для защиты пилотов от лазерных хулиганов. Но мне неизвестно, есть ли сертификация у лазерных очков.
В Росавиации "РГ" сообщили, что положительно относятся к изобретению и запросили у производителей очков более подробную информацию о них. Опрошенные "РГ" перевозчики также не имеют достаточной информации о таких очках. И пока об их применении в авиакомпаниях речи не идет.
Между тем
По данным Росавиации, с начала года в России зафиксировано свыше 45 случаев ослепления пилотов лазерными лучами. Больше всего - во Внуково и Шереметьево в Москве и в аэропорту Ростова-на-Дону.
3 мая - попытки ослепить экипажи сразу двух самолетов во Внуково.
4 июня - три попытки ослепления в Ростове-на-Дону (после того как подобные случаи приобрели массовый характер, правоохранительные органы обратились к жителям Ростова с просьбой о содействии, а ночное небо стал патрулировать вертолет).
7 июня. Ростов-на-Дону. Лазерная атака на самолет, летевший из Москвы.
17 июня. Ростов-на-Дону. Атакован полицейский вертолет.
22 июня. Попытка ослепить пилотов в Домодедово.
24 июня. Ростов-на-Дону. Атакованы два московских рейса.
25 июня. Сочи. Атака на самолет из Архангельска.
2 июля. Ростов-на-Дону. Атака на самолет из Москвы.
4 июля. Попытка ослепить пилотов в Грозном.
5 июля. Внуково. Атакованы два самолета: рейсы из Стамбула и Якутска.
15 июля. В Уфе ослеплены пилоты транзитного рейса Москва - Сургут. Задержан 11-летний подросток из села Жуково Уфимского района.
21 июля. В Махачкале атакован рейс из Сургута.
26 и 27 июля. Две попытки ослепить пилотов в Домодедово.
28 июля. То же в Шереметьево.
30 июля. В Ростове-на-Дону ослеплены экипажи двух самолетов, летевших из Москвы.
2 августа. В Геленджике пытались ослепить пилотов московского рейса.
4 августа. На Камчатке в течение часа с территории автотрассы пытались ослепить экипажи сразу нескольких самолетов.
13 августа. В Уфе пилоты Ту-134, летевшего в Нальчик, были ослеплены лучом с земли. Задержан ученик 7-го класса, купивший мощный лазер с дальностью до 40 км через Интернет. Состава преступления в действиях мальчика не найдено.
15 августа. В Иркутске атакован рейс из Хабаровска.
16 августа. В Иркутске атакован рейс из Сочи.
18 августа. Попытка ослепить пилотов в Уфе.
22 августа. Попытка ослепить экипаж А-320, следующего рейсом Москва-Кемерово, при взлете из Внуково лучом лазера зеленого цвета на высоте 600 метров. Предположительно, точка излучения находилась в районе Ново-Переделкино.
Кстати
На авиасалоне МАКС-2011 свой вариант очков, спасающих глаза пилотов от лазерных лучей, премьеру Путину показал руководитель холдинга "Химкомпозит" Сергей Сокол.
Создали очки в Обнинском государственном научно-производственном предприятии "Технология", давно работающем на оборонку. Оптические системы - лишь одно из направлений его деятельности.
- Сделать противолазерные очки не так просто, - рассказал "РГ" главный конструктор предприятия Владимир Викулин. - Эффективным может быть только напыление специально подобранного состава различных отражающих веществ, толщина которых измеряется наноразмерами. В России не так уж много предприятий, владеющих такими технологиями. Нам удалось найти оптимальное сочетание различных слоев напыляемого покрытия, отражающего до 98% светового потока лазерного луча. По предварительной оценке, стоить такие очки будут несколько тысяч рублей - не дороже фирменных зарубежных, которые продаются сегодня в магазинах оптики. Думаю, они будут востребованы и автомобилистами, которые тоже подвергаются атакам лазерных хулиганов. Проблем с производством не будет, мы удовлетворим запросы любой авиакомпании.
- Но почему на ваши очки до сих пор не поступило ни одного заказа?
- После демонстрации на МАКСе интерес к ним уже проявлен.
Сергей Птичкин
Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации: тел. (499) 231-59-14, (499) 231-54-11, IBP2@scaa.ru