Обнародованы проекты постановлений о правилах техосмотра и изменениях в ОСАГО
В связи с тем, что с 1 января вступает в силу новый закон о техосмотре, будут пересмотрены многочисленные законодательные акты.
Проект постановления правительства о правилах техосмотра появился на сайте минтранса, второй проект не менее важного постановления правительства о внесении изменений в правила ОСАГО появился на сайте минфина.
Закон о техосмотре буквально должен произвести революцию. Однако для его выполнения требуется внести коррективы в огромное количество подзаконных актов. Именно они должны по пунктам прописать всю эту процедуру, начиная от предъявления автомобиля к осмотру, списка необходимых документов, которые должны быть при водителе, регламента тех или иных проверок и заканчивая тем, на каких условиях водитель получает заветный талончик. Или не получает его.
Первым выступил минтранс со своим проектом постановления правительства о правилах проведения техосмотра. В нем довольно много странностей. Такое ощущение, что авторы не учитывали всех новых изменений, которые вносятся в старые правила.
Например, в проект от минтранса внесены требования о цвете поворотников, которые попросту запрещают эксплуатацию на территории России многих американских или японских машин. Между тем этот запрет на красные поворотники был снят из требований по техосмотру после долгих шумных споров.
Второй момент - это то, что единую информационную базу автомобилей, проходящих техосмотр, поручили создавать МВД.
То есть функция техосмотра передана страховым компаниям, но МВД должно разработать для страховщиков единое информационное поле, что, кстати, стоит довольно больших денег.
Впрочем, этому есть два объяснения. Первое - в законе прописано, что созданием такой базы может заниматься только госструктура. Даже Российский союз страховщиков такой структурой не является. Второе - создание единой базы было поручено страховщикам еще восемь лет назад, когда только появился закон об ОСАГО. До сих пор такой базы не существует. Страховщики боятся поделиться с коллегами данными своих клиентов. Это бизнес, а клиенты - это деньги. МВД долго отбрыкивалось от этого "заманчивого" предложения, но, похоже, ему придется согласиться.
Второй проект постановления правительства выложен на сайте министерства финансов. Он приводит в соответствие правила страхования по ОСАГО с законом о техосмотре. Напомним, главные новшества этого закона: новые автомобили, купленные в салоне, вообще не проходят техосмотр и получают талон автоматом в первое время. В дальнейшем и вовсе не получают никаких талонов. Их исправность и безопасность в течение трех лет обеспечивает производитель.
С б/у автомобилями все несколько сложнее. Теперь для того, чтобы получить полис, необходимо иметь действующий талон техосмотра. Страховка выдается на год. Талоны имеют разные сроки действия. Новая машина получает его на три года, трехлетка - на два года, пятилетка - тоже на два года, а те, которым более семи лет, - на один год. Есть категории транспорта, которые должны проходить осмотр раз в полгода.
И вот тут появляется первая проблема. Вы не сможете купить полис ОСАГО, если до окончания срока действия талона техосмотра вашего автомобиля остается меньше полугода. В этом случае предстоит заново пройти техосмотр, получить талон и только тогда обращаться за покупкой ОСАГО.
Этот пункт настолько коряво прописан в самом законе и в проекте постановления, что понять его может только юрист со стажем. Процитируем: "Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа страховщиком в заключении договора обязательного страхования". Однако суть остается той же.
По сути, все изменения в правила ОСАГО носят технический характер, с поправкой на закон о техосмотре. Например, кому предъявлять регрессные требования? Грузовикам и автобусам за отсутствие талона о техосмотре страховщики такие требования могут выставить.
А вот владельцам легковых автомобилей - нет. У водителей легковушек на дороге даже не будут спрашивать талон о техосмотре. Достаточно действующей страховки. Но если произошло ДТП по причине неисправности автомобиля, то страховщик сможет предъявить требования к оператору техосмотра.
Также стоит напомнить, что закон о техосмотре вступает в силу с 1 января 2012 года. Именно с этой даты страховщики будут продавать полисы ОСАГО только по предъявлении действующего талона техосмотра. С нового года гаишники перестанут спрашивать этот талон на дороге у водителей легковушек. Напомним также, что до 2014 года будут действовать два способа прохождения техосмотра. Останутся государственные пункты ТО, в которых работают инспекторы ГИБДД, где цена за техосмотр складывается из пошлины в 300 рублей и услуг по осмотру - 300 - 500 рублей. А также появятся операторы техосмотра, аккредитованные РСА. Стоимость прохождения техосмотра у них будет, по некоторым предположениям, около 1500 рублей. Но максимальную ценовую планку должна установить Федеральная служба по тарифам и сборам.
Михаил Порватов, начальник управления методологии страхования РСА:
- Предусмотренные проектом постановления изменения в Правила ОСАГО в частности предполагают, что заключение договора ОСАГО будет возможно только после прохождения процедуры техосмотра. При заключении договора ОСАГО автовладельцам теперь необходимо будет предоставить страховщику талон ТО. Кроме того, предусмотрена возможность для представления документов, необходимых для заключения договора ОСАГО, в форме электронных документов.
Согласно проекту постановления при оформлении полиса ОСАГО вся информация будет вноситься в автоматизированную информационную систему и сверяться с единой автоматизированной информационной системой технического осмотра.