Мобильные телефоны, плееры, рации, кинокамеры и другая техника могут немного подешеветь. Но только в том случае, если с импортеров и производителей снимут обязанность платить за каждую единицу техники один процент так называемого авторского сбора.
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники обратилась в правительство с просьбой сократить список электроники, облагающейся сбором. Президент организации Александр Онищук пояснил, что речь идет о товарах, которые не могут использоваться для копирования музыки и фильмов.
В октябре прошлого года, напомним, правительство утвердило постановление "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях". Этот документ и установил необходимость взимать в пользу авторов музыкальных произведений и кинофильмов один процент от цены реализации или таможенной стоимости. Этот процент потом бизнес компенсирует в цене товара. А для уплаты сбора производитель или импортер заключает договор с аккредитованной организацией. По решению Росохранкультуры, это Российский союз правообладателей, возглавляемый Никитой Михалковым. Перечни товаров, с которых авторы могут брать вознаграждение, утверждены правительством 14 октября 2010 года. Именно к этому списку и возникли претензии у Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).
Сейчас импортеры и производители вынуждены платить сбор со всех видов мобильных телефонов, цифровых камер, кинопроекторов и DVD-проигрывателей, даже с автомобильных приемников, комбинированных телевизоров, стационарных телефонных аппаратов и раций, возмущается Александр Онищук. "Это полный абсурд. Авторский сбор предусматривался как компенсация за нанесенный правообладателю ущерб, - поясняет он. - По-моему, рацию или фотокамеру невозможно использовать для частного копирования музыки и фильмов".
Кроме того, согласно проведенному ВЦИОМ исследованию, выяснилось, что лишь треть граждан России копируют музыкальные произведения и фильмы в своих личных целях, нанося тем самым ущерб правообладателю. А из всех наименований потребительской электроники, с которой платят авторский сбор, реально гражданами используется лишь небольшая часть. В основном россияне копируют аудио и видео в личных целях с помощью настольных компьютеров (24 процента опрошенных), мобильных телефонов с функцией МР3 (15 процентов), ноутбуков (9 процентов) и аудиоплееров (5 процентов). Остальное же оборудование, даже несмотря на наличие в нем функции копирования, населением для этих целей не используется - домашний телефон или рацию практически никто из респондентов не называл.
"Таким образом, система компенсации ущерба не может называться сбалансированной. Товары, которые люди не используют для копирования музыки и фильмов, должны быть выведены из-под авторского налога", - резюмирует Александр Онищук. По его словам, если вычеркнуть из списка лишние, по мнению РАТЭК, категории товаров, то правообладатели потеряют немного. "Продажи тех же фотокамер - это только 4 процента рынка, то же можно сказать и о недорогих мобильных телефонах, на которые вряд ли что-то можно записать", - подчеркивает президент РАТЭК. Кроме того, отмечает он, в Европе перечень облагаемых подобным сбором товаров гораздо меньше, а собрать при этом удалось два миллиарда евро только в 2009 году. При этом подобный сбор существует практически во всем мире, за исключением Австралии, Лихтенштейна и Великобритании. Однако в этих трех государствах даже простое копирование музыки и фильмов для личных целей приравнивается к пиратству. Стоит также различать такие понятия как "копирование в личных целях" и "пиратство". Если вы скачиваете музыку или кино из Интернета даже для собственного просмотра, вы занимаетесь пиратством. Копирование же в личных целях происходит с носителя на носитель: например, вы покупаете лицензионный диск с фильмом и копируете его на компьютер. В результате у вас два экземпляра фильма, хотя покупали вы только один.
Кстати, в среду стало известно, что в Госдуму внесен законопроект, полностью отменяющий сборы за воспроизведение аудиовизуальных произведений уже после их покупки в личных целях. Инициаторы законопроекта оценивают обмен компенсационных выплат за воспроизведение в личных целях в 4,3 - 5,8 миллиарда рублей в год. И считают эти сборы неправомерными.
Но это точка зрения одной стороны. Авторы произведений "бьют" ее своими аргументами. По расчетам экспертов, которые были озвучены в Торгово-промышленной палате, музыканты получают лишь 10 процентов дохода от продажи новых альбомов. 30 процентов достается легальным звукозаписывающим компаниям. Остальное оседает в карманах "пиратов".