Сегодня в Киноклубе на Винзаводе открывается первый фестиваль, где покажут фильмы, попавшие под запрет цензуры в 1929-1953 годах.
Часть из них, как, например, "Строгий юноша" Абрама Ромма, увидели свет 30 лет спустя, в оттепельные времена, и стали той классикой советского кино, без которых последнее просто непредставимо. Другие "сошли с полки" во времена перестройки. Тогда после знаменитого V cъезда СК СССР была создана Конфликтная комиссия. Благодаря ее работе было реабилитировано больше 250 фильмов.
Но для многих из "освобожденных" картин светлое завтра так и не наступило. Лучшие из них были показаны на одном из лучших отечественных фестивалей "Белые Столбы", но он ориентирован прежде всего на экспертов, будь то историки кино или киноведы. Стало очевидно, что "освобожденному кино" нужна своя программа "разархивирования" - уже для широкой публики. Именно эту задачу, похоже, берется решить новый фестиваль на Винзаводе. Для него историк кино Евгений Марголит выбирал фильмы по принципу "самые-самые". Иначе говоря, либо самые известные, либо самые неизвестные. Но в любом случае - заслуживающие внимания. В итоге программу (которую можно посмотреть до 20 сентября) вошли 17 игровых, 2 документальных и 6 анимационных фильмов.
Тут, понятно, возникает два вопроса. Первый: а кому (кроме специалистов) может быть интересно старое кино? Ответ на него может показаться риторическим: а кому оно не интересно? Скажем, если крупнейшие мировые кинофестивали делают одним из главных событий показ отреставрированной версии немых фильмов, это о чем-то говорит, не так ли? Например, Берлинале свое 60-летие отметило торжественным показом авторской отреставрированной версии "Метрополиса" Фрица Ланга. Причем премьера транслировалась еще и на огромный экран на Брандербургских воротах. Сегодня архив - это звучит гордо! Архив, в том числе старое кино, оказалось двигателем прогресса. Показательно, например, что Тим Бёртон, которому не откажешь в радикализме и любви к современной эстетике, одним из своих учителей называет Александра Алексеева, русского режиссера-аниматора, художника, работавшего во Франции в 1920-1960-х годах. Спрашивается, многие ли у нас знают даже не фильмы, а хотя бы имя этого замечательного художника? Уж если им Тим Бёртон и Юрий Норштейн восхищаются, то им можно верить. Кстати, на фестивале "Полка..." обещают показать не только "Дядю Степу" 1939 года выпуска, также оказавшегося среди пострадавших фильмов, но и раритетную анимацию 1924 года под названием "Межпланетная революция". Можно считать - у нас был свой пролог к "Звездным войнам" Лукаса.
Теперь что касается второго вопроса: а не проще ли все эти архивные раритеты отыскать где-нибудь в торрентах, чем на Винзаводе? Возможно, и проще. Но проще не всегда лучше. Речь даже не о качестве экранного показа. Речь о том, что фестиваль очень грамотно выстраивает программы. Он явно стремится стать если не мультимедийным, то многоформатным. Так, обещаны читки сценариев запрещенных фильмов (это взял на себя Театр.DOC). Художник Александр Петлюра специально для фестиваля реконструирует быт советского дворика в зеленом ангаре Винзавода. Подготовлена интересная образовательная программа - это помимо того, что каждый фильм будет предварять лекция (среди лекторов - Наум Клейман, Николай Изволов, Андрей Шемякин, Георгий Бородин). Наконец, отдельное удовольствие - "Фестиваль советской рекламы", где можно увидеть ролики Ленинградских студий, снятые в 1970-1990-х годах.
Одним словом, очень своевременный фестиваль, как сказал бы один классик.