В ходе встречи полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева с премьер-министром Владимиром Путиным главой правительства РФ дано поручение вице-премьеру Сергею Иванову и министру транспорта Игорю Левитину проработать вопросы, связанные с проектом сухопутного транспортного соединения Сахалина с Хабаровским краем.
Проект был разработан еще в 1930-х годах, но его реализация трижды откладывалась. Теперь проект, по данным замминистра транспорта, связи и дорожного хозяйства Сахалинской области Сергея Ларионова, включен в "Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года" и в ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". Но финансирование создания этого сухопутного "моста" перенесено согласно "Стратегии" на 2016-2030 годы.
По прогнозам проектировщиков, среднегодовой объем перевозок здесь достигнет 9 - 9,2 млн тонн. Сухопутная связь с материком ускорит освоение сырьевых ресурсов Сахалина и развитие их местной переработки. Особенно это касается нефти, газа, угля, лесо-, рыборесурсов, животноводства, источников целебных минвод и их перерабатывающей базы. Вдобавок может на 15% увеличиться загрузка сахалинских портов внешнеторговыми и транзитными грузами. Причем эта транспортная "связка" состыкует Сахалин с Транссибом и БАМом.
Мосгипротрансом (основной проектировочной организацией) были определены три варианта перехода через пролив между Сахалином и материком: дамба, мост и тоннель. Окончательный вариант еще предстоит выбрать. Осуществление такого проекта, включая создание примыкающей к переходу железной дороги Селихин - Ныш в 543 км, оцениваются в 400 млрд руб. в текущих ценах. Проект намечено реализовать в рамках ГЧП.