В сентябре должно завершиться обсуждение проекта Технического регламента "О безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", и до конца года техрегламент может вступить в силу. Эксперты надеются, что в сфере применения пищевых ингредиентов наконец будет наведен порядок. Как сообщил "РБГ" Алексей Нечаев, президент Союза производителей пищевых ингредиентов, специалисты уже выдвинули около 400 замечаний к закону.
Остроту проблеме придает тот факт, что недобросовестные производители используют пищевые добавки, чтобы замаскировать некачественные или несвежие продукты. Например, для придания колбасе, выработанной из низкокачественного мяса не первой свежести, яркого мясного вкуса применяют глутамат натрия (он же MSG, он же Е621) в количествах, превышающих требования безопасности. "Закон четко регламентирует дозы глутамата натрия в пищевых продуктах, но недобросовестные производители нарушают закон", - говорит Алексей Нечаев.
Напомним, что создание искусственного вкуса для вареных колбасных изделий стало легитимным в 2003 году, когда вступил в действие нынешний ГОСТ 52196. В нем упоминается "Докторская", "Любительская" и другие известные колбасы, но впервые нет их рецептуры. Получается, что их можно делать чуть ли не из всего, что не запрещено ГОСТом. А вне ГОСТа по техническим условиям (ТУ) колбасу можно делать вообще без мяса. И так ее и делают, добавляя в избытке дешевый соевый белок, а также так называемый животный белок, который получают из связок и жил, превращая их в сухой порошок. В последнее время стало популярно мясо птицы, и особенно ММО (мясо механической обвалки). По сути, это паста из остатков мяса, жил, связок и жира с костей и каркасов курицы или индейки. Все это продавливают через специальное сито, получая мясную пасту с большой примесью соединительной ткани и мельчайших костных частиц. Понятно, что такая колбаса придется по вкусу не каждому. Поэтому производители и используют глутамат натрия, чтобы придать колбасе мясной вкус, а также другие ингредиенты, о которых потребитель может и не подозревать.
Между тем, по словам Алексея Нечаева, темпы роста производства и применения микроингредиентов, в число которых входят и усилители вкуса, опережают темпы роста пищевой промышленности. Другими словами, пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств в готовой продукции становится все больше. Для бизнеса это хорошо - отрасль пищевых ингредиентов развивается, технологии совершенствуются, появляются новые рабочие места. Но хорошо ли это для потребителя?
Как объяснил "РБГ" кандидат медицинских наук Александр Мельников, плохо, потому что все эти добавки применяются, чтобы удешевить производство за счет применения более дешевого сырья, да еще сэкономить на его количестве, и чтобы создать внешний вид, аромат, нужную консистенцию, вкус и увеличить срок хранения конечного продукта. Пищевая ценность продукции при этом падает, польза для организма, соответственно, тоже.
Есть еще и другой аспект проблемы: потребитель не знает, какие ингредиенты используются при изготовлении пищевой продукции, эти товары не рекламируются для широкой публики. А значит, не знает, как именно отразится та или иная добавка на его здоровье.
Взять хотя бы наиболее распространенный из списка Е глутамат натрия. Как рассказывает Александр Мельников, оказывается, от 2 до 33% людей чувствительны к нему, у них он вызывает приступы бронхиальной астмы, ложную крапивницу, головные боли или мигрень. Похоже, глутамат играет большую роль в развитии особой формы глаукомы, при которой давление внутри глаза не увеличивается. Она больше всего распространена в Юго-Восточной Азии, где добавка глутамата почти ко всем продуктам - национальная традиция. Есть доказательства того, что этот усилитель вкуса способствует и почти национальному американскому недугу - болезни Альцгеймера, а заодно и другим нейродегенеративным болезням, при которых происходит гибель клеток мозга. Дело в том, что глутамат может запускать апопотоз - запрограммированную гибель нервных клеток. Похоже, при глаукоме действует точно такой же механизм. Глутамат и ожирение - тоже популярная тема, ученые предполагают, что он вмешивается в работу гипоталамуса, координирующего связь между нервной и эндокринной системами. В результате нарушается обмен жиров и их больше откладывается в проблемных зонах.
Ежегодно в мире спрос на глутамат натрия в среднем увеличивается на 10%. На сегодняшний день уровень добавления MSG в продукты питания в 50 раз больше, чем 40 лет назад, и эта цифра продолжает расти из года в год.