Почему предприятия не хотят брать на работу выпускников инженерных вузов? Зачем абитуриенту помимо ЕГЭ необходимо представлять средний балл в аттестате? Нужна ли физику культурология и этика? Об этом "РГ" рассказывает ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор Андрей Рудской.
Российская газета: Андрей Иванович, что заставило вас, успешного ученого, оставить в конце 90-х годов работу в престижном Университете Ганновера и вернуться в Петербург, в свой Политех, переживавший не лучшие времена?
Андрей Рудской: Я почти пять лет преподавал в Германии. И сейчас являюсь профессором - консультантом Ганноверского университета. Все там было у меня хорошо. За исключением главного: отсутствовал, попросту говоря, кураж, крайне необходимый для научной работы. Плюс, конечно, здесь, дома, мне психологически комфортнее - родные стены, родные лица, родная культура. Что и сыграло определяющую роль в моем возвращении.
РГ: Много желающих было поступить в ваш университет в нынешнем году? Профессия инженера, увы, не считается нынче престижной.
Рудской: В среднем по университету конкурс составил 3 человека на место. Притом что проходной балл на технические направления был достаточно высоким - более 210. Для технического вуза, считаю, это успех. В сравнении с предыдущими годами число желающих учиться у нас увеличилось. Есть ли среди тех, кто зачислен на первый курс, люди случайные? Думаю, что есть. Некоторые из них, как показывает практика, уйдут сами уже после первой сессии. Хотя мы с коллегами обычно не спешим с отчислениями, предпочитая заинтересовать студентов будущей специальностью. Я убежден, что увлеченность человека профессией во многом определяется знаниями, их глубиной и широтой.
РГ: К слову, какой он - сегодняшний первокурсник?
Рудской: Однозначно на этот вопрос не ответишь. В стране продолжается реорганизация средней школы. Не все до конца еще отработано, скажем, с ЕГЭ. У выпускников школ есть существенные пробелы в образовании. Во многом это связано с тем, что зачастую они "заточены" на подготовку только к определенным экзаменам, по тем предметам, которые будут профильными при поступлении в вуз. Например, в наш Политехнический - это математика, физика, иностранный и русский языки, естествознание. И совершенно "теряются" в образовательном процессе такие важные предметы, как литература, история, биология.
РГ: А они нужны будущему инженеру?
Рудской: Конечно! Так как способствуют общему развитию человека, повышают его интеллект, культуру речи. Без знаний о том, как развивалась твоя страна, о людях, которые составляют ее гордость, проливали за нее кровь, вряд ли можно говорить о воспитании вступающего в жизнь человека, о любви к Родине, ответственности перед страной. Отсюда, кстати, и "центробежные" настроения у некоторой части нынешней молодежи, стремящейся, получив диплом о высшем образовании, покинуть Россию.
Мне кажется, решить проблему "с пробелами" в образовании можно с помощью среднего балла аттестата. Включив этот показатель в систему вступительных конкурсов в отечественные вузы наравне с ЕГЭ. Тогда те учащиеся, кто слабоват в "необязательных" предметах, перестали бы пренебрегать ими. Обучение стало бы более полноценным.
Кстати, у нас в вузе в 90-е годы был создан гуманитарный факультет. Сейчас считаем, что пришло время в корне пересмотреть его роль. Он должен "работать" прежде всего на подготовку инженерных кадров. Будущим руководителям предприятий, думаю, будет не лишним изучение таких предметов, как психология человека, конфликтология, этика, культурология, философия.
РГ: Три года назад при вузе начал создаваться Объединенный научно-технологический институт (ОНТИ), который должен был стать базой для воспитания нового поколения ученых...
Рудской: Это требование времени. Ведь без основательной научно-технологической базы вырастить инженеров нового поколения будет невозможно. У него две основные задачи: образовательная и чисто практическая. Необходима система, которая бы "двигала" идеи - от их зарождения до опытного образца. Вот эту цепочку мы сейчас и создаем. ОНТИ включает уже 7 институтов. Молодые ученые вуза имеют, таким образом, возможность заниматься наукой, зарабатывать. Последнее, согласитесь, в наше время немаловажно. Активно вовлекаем для участия в разных проектах ОНТИ бакалавров и магистрантов СПбГПУ. В прошлом году объем научно-исследовательских работ наших студентов, аспирантов и преподавателей с оказанием производственных услуг превысил 33 млн рублей.
РГ: Ваши выпускники находят работу по профессии?
Рудской: У нашего университета более 200 промышленных партнеров, большинство ориентированы на передовые технологии. Они остро нуждаются в грамотных специалистах. Наша задача - их подготовить. Подписываем соглашения, специализацию, количество выпускников для той или иной области производства. Другая форма сотрудничества вуза с предприятиями - именные стипендии. Скажем, корпорация "Силовые машины" заключает с перспективными студентами соглашения, выплачивает им на протяжении всего срока обучения стипендию, а по окончании вуза молодой специалист едет туда работать. Есть только одно "но": целевое финансирование студентов законодательно не проработано. Особенно это касается ответственности за понесенные предприятием траты. По сути, все держится на честном слове и на активной позиции самих предприятий, старающихся привлечь молодежь. Если бы подобная практика была узаконена, вопрос трудоустройства и "утечки мозгов" талантливых молодых специалистов уже давно был бы снят с повестки дня.
РГ: Как быстро адаптируются на новом месте дипломированные инженеры конца первого десятилетия ХХI века?
Рудской: Обучение в университете построено таким образом, что уже к 3-4-му курсам студенты выходят на уровень, позволяющий им достаточно быстро влиться в производственный коллектив, проявить себя. Благодаря вузовским исследовательским и производственным базам наши бакалавры и магистры в курсе конкретных технологических процессов. Только для промышленных предприятий мы выполняем сейчас работ почти на 300 млн рублей. Так что зачастую никакой адаптации не требуется.
РГ: Можете сказать: как угадать в молодом, только-только начавшем постигать азы профессии человеке талантливого инженера?
Рудской: Мы предпочитаем не угадывать, а воспитывать их. При Политехническом университете есть свой лицей, куда набираем способных ребят по конкурсу. Сейчас на стадии присоединения к нам - колледж информатизации и управления. Уже в октябре, надеюсь, он станет нашим подразделением. И сбудется наша давняя мечта о комплексном непрерывном образовании.
РГ: Выпускники лицея имеют право преимущественного поступления в вуз?
Рудской: Нет, идут как все. Но мы их так хорошо готовим для сдачи ЕГЭ, что они, можно сказать, без проблем набирают нужные баллы.