Торговый суд Парижа удовлетворил просьбу владельца одной из старейших французских газет "Франс-суар" Александра Пугачева и задействовал процедуру предотвращения банкротства.
У сына бывшего сенатора и банкира Сергея Пугачева есть четыре месяца, чтобы вывести ежедневное издание из кризиса.
25-летний молодой человек, у которого кроме российского есть и французское гражданство, наделал здесь немало шума два с лишним года назад, когда приобрел стремительно идущую на дно газету. На тот момент ее тираж составлял всего лишь 22 тысячи экземпляров.
Амбициозный бизнесмен из России тогда объявил широкомасштабный план, который должен был превратить дышащее на ладан издание в популярный таблоид наподобие немецкого "Бильда". В дело он вложил немалые средства: 60 миллионов евро, из которых треть пошла на рекламные акции, призванные привлечь внимание читателей. Был почти полностью сменен журналистский корпус, приглашены для сотрудничества люди с громкими именами, запущен новый макет, а редакция переехала в престижный столичный район - на Елисейские поля.
По плану нового владельца благодаря этим усилиям тираж "Франс-суар" должен был к концу прошлого года вырасти до 100 тысяч экземпляров, а в 2012 достичь уровня в 140 тысяч, что позволило бы уравновесить редакционные и издательские расходы с доходами. И, действительно, руководству газеты удалось поднять тираж с 20 до 74 тысяч экземпляров, но это, увы, оказалось пределом ее возможностей.
Прошлый год "Франс-суар" закончила с минусом в 31 миллион евро. В этом же, как признал сам Александр Пугачев, газета ежемесячно теряла "немногим более миллиона евро в месяц". Причем кривая продаж неуклонно шла вниз: к лету они упали до 63 тысяч. Ситуация становилась угрожающей.
В этих условиях в Париже заговорили о том, что владелец издания разочаровался в газете, которую в 1944 году создал его соотечественник из русских эмигрантов Пьер (он же Петр) Лазарев. Надо сказать, что "Франс-суар" раньше была, пожалуй, самой популярной газетой страны: в 50-е и 60-е годы выходила огромными для Франции тиражами, которые временами превышали миллион экземпляров. "Франс-суар" тогда издавалась несколькими тиражами в день и публиковала самые горячие новости.
"По сути, - считает специалист в области СМИ Марк Бодриллер, - газета была тем, чем сейчас являются выпуски последних известий на телеканалах или обновляемые в реальном времени новостные сайты". Некоторые эксперты полагают, что трудности "Франс-суар" связаны и c общим кризисом бумажной прессы, и с неверным позиционированием на рынке печатных СМИ. Обращаясь к "народной" аудитории, "Франс-суар" испытывает жесткую конкуренцию бесплатных газет, распространяемых, к примеру, в парижском метро. Это с одной стороны. С другой, "Франс-суар" не удалось привлечь к себе читателей, которые привыкли к так называемой "качественной" прессе с серьезным анализом событий, происходящих как в стране, так и за рубежом.
Тем не менее владелец газеты не опускает руки. В самой редакции надеются, что предоставленная судом передышка позволит, как подчеркивается в коммюнике руководства "Франс-суар", найти "надежное, долговременное решение и осуществить реорганизацию". Какие настроения царят в коллективе? Как поделилась с "РГ" на условиях анонимности одна журналистка, давно работающая в "Франс-суар" и пережившая не один кризис, "газета наверняка останется на плаву". Она считает, что "есть немало сил", которые в этом заинтересованы, особенно в преддверии предстоящих в будущем году президентских выборов. Что касается выхода издания из пике, то, по словам нашей собеседницы, в этом деле "не обойтись без сокращений персонала, что может произойти в ближайшие недели". Пока неизвестно, кто значится в "черном списке" и насколько он велик. Отсюда и настроение работников "Франс-суар" - минорное.