Владимир Путин провел урок в подмосковной школе

Первого сентября председатель правительства Владимир Путин приехал в инновационную подольскую школу N 29 - самую молодую и продвинутую в городе. Премьер опробовал интерактивную доску для первоклашек, "поиграл в испорченный телефон" с одинадцатиклассниками и прослушал лекцию по толерантности.

Сперва Владимир Путин вошел в начальный класс лучшей подмосковной школы 2009 года. Учительница рассказала, что провела среди первоклашек опрос на тему, кто умеет пользоваться компьютером. Из 29 детей подкованными в этом вопросе оказались 15. "А должно быть?" - уточнил премьер нормативную численность класса. Оказалось, не больше 25. Надо стремиться к тому, чтобы можно было с каждым ребенком работать учителю, порекомендовал он.

Затем учительница решила продемонстрировать гостю интерактивную доску. На ней был изображен двор с детьми. "Ответьте на вопрос: что относится к живой природе?" - предложила женщина премьеру, написав на доске три латинские буквы. Владимир Путин нажал кнопку на небольшом пульте - такой есть у каждого ученика. Учительница тоже проголосовала и вывела результаты. Почему-то оказалось, что к живой природе причислен велосипед. Или дом - буква была рядом с обоими предметами. "Ой, я перепутала, - кокетливо засмущалась преподавательница. - Ответ - мальчик". "Один правильный есть", - заметил премьер, сверившись с результами мини-голосования. "Да, это я ответила", - уверенно заявила учительница. "А по-моему, я", - с улыбкой поправил ее Путин.

"А зарплату как, повысили?" - сменил тему председатель правительства. "27 тысяч с сентября ожидаем", - порадовалась директор. "Да, мы разговаривали с Громовым (губернатор Московской области. - "РГ"), - кивнул премьер, - он говорит, что со следующего года будем и дальше повышать".

Гостю показали и другие школьные помещения, в том числе планетарий. "Для затравки... школа у вас замечательная просто, - поприветствовал Путин одиннадцатиклассников, зайдя в класс истории. - Посмотрел, как она оборудована: просто прекрасно, и кинотеатр 3D. Посмотрел на астрономический класс - самому хочется посидеть поучиться".

Правда, учиться пришлось обществознанию: вместе со школьниками глава правительства решил послушать лекцию о толерантности в лучшем учебном кабинете Подольска-2009. Вместе со всеми он открыл "учебник второго поколения", а учительница стала собирать примеры ксенофобии. Среди прочих в ксенофобы записали Золотую Орду и Александра Македонского.

Процитировав Маркса и Фрейда, преподавательница предложила мысленно нарисовать толерантность - в виде чего ее нужно изобразить? "В виде радуги" - назвали ребята. Но образом толерантности оказалась не только радуга, но и Невский проспект в Санкт-Петербурге. "Когда идешь, поражаешься градостроителям, насколько продумано строительство этой улицы", - объяснила учительница.

А потом началась игра. Восемь человек, включая председателя правительства, встали спиной к доске. "Что будем делать?" - спросил Путин. "Играть в испорченный телефон", - ответили ему. "Может, во что-то хорошее поиграем?" - то ли в шутку, то ли всерьез предложил премьер. "Информация должна быть достоверной, чтобы чего-то там..." - уже шептал ему в ухо стоящий рядом школьник. "Вот иллюстрация того, как относиться к СМИ", - прокомментировала по окончании игры учительница, показав полную фразу на доске.

 
Видео: Константин Завражин

"Я бы не смог, как ваш учитель, по полочкам разложить базовые понятия", - прокомментировал лекцию глава правительства. Но все же некоторые поправки внес: "Война - всегда плохой способ решения конфликтов, но не каждая война - способ проявления геноцида и нетерпимости". Самый первый пример этнических чисток - уничтожение Римом Карфагена, напомнил премьер: "Его не просто уничтожили, а истребили все население, и когда уходили, землю посыпали солью, чтобы там ничего не росло: это ярчайшее проявление самой крайней ксенофобии". "Древний мир был очень жестоким, - добавил Путин, - но войны Александра Македонского к этому не относятся. Когда он вернулся в Персию, которую покорил, то призвал всех своих воинов сочетаться браком с местными женщинами, чтобы у них возникло новое поколение правящей элиты в Персии. Это совсем не похоже ни на какую ксенофобию".

Затем Путин провел небольшой экономический ликбез, оспорив тезис в учебнике о том, что сфера производства в XXI веке должна уступить сфере услуг. Он объяснил, что произошел отрыв сферы услуг от реальной жизни. Многие страны начали выводить производства за границу, но выяснилось, что тогда научные центры деградируют. "Ко всему прочему это потеря рабочих мест, - добавил премьер. - Хочу просто посеять в ваших головах определенные сомнения".

Следом Владимир Путин прокомментировал слова о формировании правового государства: "Последние события в Северной Африке показывают, что как бы внешне ни смотрелось то или иное государство устойчивым, если народ оторван от реального управления государством, такая система не может быть устойчивой".

У школьников нашлись и вопросы к высокопоставленному гостю. В частности, они поинтересовались, как контролировать СМИ, чтобы "не было провокационных действий с их стороны". "Вопрос, имеет ли государство право вмешиваться в информационные потоки, - ответил премьер. - В современном мире нельзя ничего ограничить, нужно просто на этой поляне работать более эффективно. Это сложнее".

Другой вопрос касался наиболее востребованной профессии. "Востребовано то, что ты будешь делать наилучшим образом, что тебе нравится и в чем ты будешь самоутверждаться, - пояснил глава кабмина. - Если ставить перед собой цель, то ограничений, которые были бы непреодолимыми, практически не существует".

Владимир Путин оценил и расширение Москвы. По его словам, "уплотняющая застройка уже перешла все границы" и решение о расширении столицы абсолютно правильное. "Хорошо, что не только было проинициировано с федерального уровня, но и что руководители Москвы и Московской области договорились между собой, что надо делать", - добавил он.

Школа не была бы школой, если бы в ней не заговорили о борьбе с курением. "Я никогда не курил, вообще никогда", - признался Владимир Путин. "Не зазорно брать пример с тех стран, которые ограничения вводят. Но нельзя перегибать здесь палку, потому что резкими запретами проблемы не решить", - уточнил он, вспомнив, к чему привела антиалкогольная кампания 1980-х, - к росту самогоноварения. Здесь, как и в информационной сфере, необходим комплекс мер, убежден премьер-министр: "Нужна прямая и грубая пропаганда, чтобы на экране телевизора было видно, что человек вдохнул никотин, а там не только никотин, но и смолы,.. и что происходит с огранизмом".