В Госдуму внесен законопроект, предлагающий отменить так называемый "налог на болванки". Поправки касаются нескольких статей Гражданского кодекса, которые устанавливают компенсационные выплаты за воспроизведение в личных целях фонограмм и аудиовизуальных записей.
Сейчас налог взимается с "болванок" - чистых CD- и DVD-носителей и оборудования, с помощью которого можно осуществлять запись. Его размер составляет 1% от стоимости объекта. Правом сбора налогов обладает Российский союз правообладателей (РСП). Именно этот фонд должен распределять собранные средства правообладателям скачиваемых произведений.
По мнению авторов законопроекта, депутатов Игоря Лебедева, Сергея Иванова и Ярослава Нилова, по логике действующего законодательства, любой гражданин, купивший правомерно обнародованное произведение (лицензионный диск) и, стало быть, уже заплативший и автору, и исполнителю, и изготовителю, будет продолжать платить этим лицам дополнительное вознаграждение, каждый раз покупая оборудование и материальные носители. Ведь производители или импортеры компьютеров, телефонов, компакт-дисков, дисковых накопителей и прочей техники включат сбор в 1% в стоимость этих товаров. По этой же логике любой гражданин, не приобретавший правомерно обнародованного произведения и не использующий его в личных целях, также обязан платить за теоретическую возможность это сделать. Фактически введен налог на всех потребителей оборудования и материальных носителей вне зависимости от того, воспроизводит ли он то или иное авторское произведение в личных целях.
Кроме того, по их словам, процедура сбора и распределения вознаграждения (40% - авторам, 30% - исполнителям, 30% - изготовителям) практически невыполнима из-за огромного количества произведений и не поддающегося учету количества просмотров. Применение этих норм вместо борьбы с пиратством привело к борьбе между конкурирующими аккредитованными организациями за распоряжение 150-200 миллионами долларов сборов ежегодно.
Депутаты предлагают ограничить исключительное право авторов фонограмм и аудиовизуальных произведений, отменив компенсационные выплаты за свободное воспроизведение в личных целях. Таким образом, будет исключено неправомерное взимание с граждан России денежных средств в пользу недобросовестных владельцев авторских и смежных прав.
Авторы законопроекта полагают, что гражданин, купивший лицензионный диск, уже заплатил автору, исполнителю, изготовителю и т.д., так почему же он должен платить им дополнительное вознаграждение при покупке оборудования или носителя. Покупая пустой диск, его пользователь платит всем этим лицам за теоретическую возможность записать их произведение, даже если совершенно не собирается этого делать.
Споры вокруг "налога на болванки" ведутся давно. Они касаются не столько необходимости этого налога, сколько прозрачности механизма этих отчислений.
РСП получил аккредитацию на сбор авторских отчислений с производителей и импортеров техники и носителей в октябре прошлого года. Предполагаемый объем сборов должен был составить 100 млн долл. Предполагалось, что средства будут распределяться между авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм раз в год. Схема распределения, предложенная РСП, выглядела так: 15% сборов - правообладателям, 25% - на содержание аппарата Союза, 60% - в специально созданный РСП фонд. Неудивительно, что вокруг налога возникла масса споров.
За отмену закона прежде всего ратуют производители и импортеры бытовой и компьютерной техники. Российская Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) обратилась в правительство РФ с предложением сократить перечень оборудования, облагаемого налогом, исключив из него практически все мобильные телефоны, камеры, фотоаппараты, кинопроекторы и DVD-проигрыватели.
ВЦИОМ по заказу ассоциации провел всероссийское исследование, в ходе которого выяснилось, что лишь треть граждан России (30%) копируют музыкальные произведения и фильмы в своих личных целях, нанося тем самым ущерб правообладателям. Из всех наименований электроники, импортеры и производители которой платят 1% от ее стоимости, потребители реально используют лишь небольшую часть: настольные компьютеры (24%), мобильные телефоны с функцией МР3 (15%), ноутбуки (9%), МР3-плееры (5%).
По словам директора по связям с общественностью РАТЭК Антона Гуськова, если кто-то снимает в кинотеатре на домашнюю камеру - это нарушение, которое подлежит уголовному наказанию. Но если копируют для личного пользования всего 30%, то почему платить должны все? Даже если человек не покупал диск или не копировал произведение, он все равно должен будет заплатить.
Вопрос, как распределить "авторский налог" между авторами произведений, волнует не только депутатов, но и экспертов по авторскому праву. Они полагают, что законодательная инициатива депутатов вряд ли найдет поддержку большинства в Госдуме. Налог не отменят хотя бы потому, что он соответствует требованиям ВТО.
По словам одного из региональных руководителей Российского авторского сообщества Виктора Виденеева, налог обязательно должен быть, но должен существовать и прозрачный механизм распределения средств.
Юрист Московской коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Василий Моисеев полагает, что для потребителя снижение цен на электронную технику, если такое случится, пройдет почти незаметно ввиду незначительности доли авторского вознаграждения в цене товара. Чего не скажешь о правообладателях, которые при таком раскладе лишатся значительной части поступлений от авторского сбора. Поэтому целесообразно отменять сбор поэтапно, с учетом интересов правообладателей.