Завтра открывается Московская международная книжная выставка-ярмарка. Помимо традиционных бумажных книг в этот раз на ней будут представлены и электронные книги. По данным журнала The Bookseller, объемы продаж бумажных книг в главных читающих странах снижаются. В Великобритании объем на 3,6% в год, в Германии - на 6%, в Австрии - на 5,2%. А между тем объемы продаж электронных ридеров растут. Только в прошлом году мировые поставки цифровых ридеров достигли 10,8 млн штук, при этом наибольшая часть объема пришлась на США.
По прогнозу компании IDC, в 2011 г. поставки устройств для чтения электронных книг вырастут до 14,7 млн, а в 2012 г. - до 16,6 млн. К факторам роста относятся: рост объемов цифрового контента и внедрение новых технологий, в частности цветных экранов.
Среди лидеров мирового рынка устройства семейства Amazon Kindle - 1,1 млн штук (41,5% рынка). На втором месте - Pandigital Novel (440 тыс. устройств, 16% рынка). Издательство Barnes & Noble выпустило 420 тыс. устройств, заняв 15,4%. Sony и китайская Hanvon выпустили по 230 тыс. ридеров, заняв по 8% мирового рынка.
По данным аналитической группы SmartMarketing, объем продаж "электронных читалок" в России составил 539 тыс. штук (с учетом всех типов и категорий, включая читалки с экранами на базе "электронных чернил" (e-Ink) и ЖК-технологии). Это на 285% больше соответствующего показателя 2009 г. (189 тыс. шт.).
По мнению директора представительства PocketBook в России Евгения Милицы, наш рынок кардинально отличается от других. Особенность российского рынка ридеров - наличие огромного количества OEM-брендов, которые берут базовые модели небольших азиатских компаний и продают в России с ощутимой наценкой под своими торговыми марками. При этом они не принимают участия в разработке устройств. В США, например, ситуация совершенно иная, там львиную долю продаж "генерируют" компании Amazon и Barnes & Noble, которые продают свои ридеры без наценки или даже дешевле себестоимости. Ну а прибыль они получают за счет продаж контента обладателям ридеров (электронных книг, журналов и так далее) через фирменные интернет-магазины. В России такая схема не работает: заработать на продажах литера турных произведений, продав читалку без наценки, невозможно. Люди с удовольствием купят читалку по бросовой цене и наполнят ее память пиратскими книгами.
- Основной и важнейший тренд, - считает Е. Милица, - удешевление устройств. Кто-то снижает наценку, а кто-то ищет более дешевые устройства в Азии. Факт остается фактом: выигрывает тот, кто предлагает большее количество функций за меньшие деньги.
Рынок ридеров прошел фазу "набора игроков" и вступил в фазу структуризации. При этом его развитие идет опережающими ожидания темпами. Расстановка сил и позиции основных игроков в 2010 г. не изменились, однако застоя не предвидится - снижаются цены, развиваются технологии. Да и сама идея чтения электронных книг становится все более популярной, подстегиваемая ростом рынка не только ридеров, но и планшетов.
В прошлом году на рынке устройств чтения электронных книг сформировалась новая товарная подгруппа - ридеры с TFT-дисплеями (жидкокристаллического ин ди ка то ра на тонкопленочных тран зисторах), на долю которых пришлось 11,26% (61 тыс. шт.), доля устройств на базе экранов e-Ink (бумагоподобный экран) - 88,74% (479 тыс. шт.).
По данным SmartMarketing, ридеры с (уже цветными) ЖК-экранами вновь обрели популярность, несмотря на то, что лишены основных преимуществ устройств на базе e Ink - комфортного для зрения экрана, длительного времени работы от одной зарядки, сохранение качества картинки при больших углах обзора, возможности чтения при прямом солнечном освещении. В то же время их сильная сторона - более низкие цены. В среднем ЖК-модели (средняя цена на конец 2010 года - около 4 тыс. руб.) примерно на треть дешевле классической модели с e-Ink (средняя цена на конец 2010 г. - около 7,5 тыс. руб.). Продолжаются и попытки объединить преимущества экранов e-Ink и традиционных ЖК-матриц, в результате чего появляются гибридные устройства.
Состав игроков рынка за 2010 г. претерпел серьезные изменения: если на начало года участников было, в сущности, три, то на конец 2010 г. в сегменте уже работало около 30 вендоров.
Поставки мировых хитов рынка EBR производства Sony, Amazon и Barnes & Noble до сих пор происходят в основном по неофициальным каналам. Среди локальных же игроков преобладают компании, специализирующиеся на дистрибуции электроники, которые выводят на рынок однотипные продукты под частными марками. Часто эти устройства с технической точки зрения почти идентичны, только предлагаются по разным каналам и под разными брендами.
По мнению Е. Милицы, развитию рынка мешает наличие сверхдешевых предложений с экранами TFT, которые на самом деле имеют крайне низкий уровень качества (уровень брака - до 50%). Средний потребитель в большинстве своем не знает о различиях технологий e-Ink и TFT, но всей душой желает сэкономить. Он покупает некачественное устройство, которое работает из рук вон плохо и зачастую быстро выходит из строя, и в итоге потребитель вообще отказывается от использования ридеров.
Рынок электронных ридеров сфор мировался всего пару лет назад, и с тех пор он рос на 250-300 процентов в год. Естественно, он будет расти и дальше. Однако давать прогнозы на 5-10 лет невозможно. Что касается ближайших пары лет, то в продаже точно появятся ридеры с цветными экранами e-Ink и гибкими дисплеями.