На первый взгляд, призыв, вынесенный в подзаголовок, выглядит нелепо. А как же иначе, как можно заниматься бизнесом, не зная особенностей среды? Вопрос в другом -- стоит ли передавать опыт, основанный на отступлении от норм и правил, как этого требует наша действительность?
В отличие от первого, да и второго отечественного высшего образования, которое сильно своей теоретической составляющей, бизнес-образование базируется на передаче реального бизнес-опыта. Много ли у нас преподавателей (бизнесменов и предпринимателей), чья успешность является результатом игры по правилам?
Российские бизнес-школы в своей наборной политике давно сделали ставку на "российские реалии" как на решающий мотив поступления. Людям популярно объясняют, что обучение в западных бизнес-школах не дает необходимых знаний и навыков для ведения бизнеса в России. "У них же там совсем другой бизнес!" - убеждают менеджеров девушки-стендистки на выставках. Как правило, не имея глубоких знаний о предмете, они находятся недалеко от истины.
Еще вчера один бизнесмен был героем деловых глянцевых изданий, раздавал премии и интервью, а сегодня глядишь - он в федеральном розыске за хищение бюджетных средств или денег вкладчиков. А другой, еще недавно занимавший почетное место в какой-нибудь "сотне" или "тысяче" самых профессиональных менеджеров, оказывается уволенным с треском за провал вверенной ему компании. Таких примеров достаточно. Возникает ощущение, что мы все живем в сильно искаженной реальности. Кто-то скажет, что это - трудности роста, все мы вышли из "лихих 90-х", когда основных методов ведения бизнеса было два: "хапок" и "кидок".
В нулевых многое изменилось, но и сейчас бизнес в значительной степени вынужден оперировать старыми методами: попробуй выиграть аукцион, конкурс по размещению заказов, оформить землю и т.п. без приватной договоренности с чиновником, без "дружбы" с хозяином управы, района, города и т.д. Это все - пресловутые российские реалии, наш "особый путь". Стоит ли учить этому опыту в бизнес-школе?
Выпускники бизнес-школ составляют собой самую образованную часть нашего бизнеса, которая через пять-десять лет будет определять бизнес-климат нашей страны. Поэтому очень важно, чтобы они знали не столько о "кривой" реальности, сколько о том, как делать цивилизованный бизнес западного типа, который в своем развитии прошел гораздо более долгий эволюционный путь. Тогда есть шанс, что в своих компаниях они станут проводниками цивилизованных бизнес-отношений.
Основной проблемой нашего бизнес-образования является недостаточность финансовых средств для организации качественного учебного процесса. Подавляющее большинство российских бизнес-школ в отличие от западных не имеет другого источника финансирования, кроме собственной коммерческой деятельности. Ясно, что на обучение принимаются практически все, кто готов заплатить, независимо от опыта и практических достижений. В первую очередь это означает, что качественный состав группы может быть довольно средним, а это сильно сказывается на обучении и его результатах. Многие преподаватели жалуются на слабую вовлеченность слушателей в процесс обучения - "не понимаем, зачем они пришли".
Ограниченность финансов также не дает школам бизнеса привлекать лучших западных специалистов и удерживать российских. Преподаватели, которые ведут свои курсы в одной бизнес-школе, часто вынуждены преподавать еще и во второй, третьей и т.д. Очевидно, что при таком графике работы у них нет возможности оперативно и глубоко консультировать своих слушателей.
Финансовая причина лежит и в основе низкой требовательности бизнес-школы к слушателям - ведь отчисление нерадивых уменьшает доход. Слабина быстро осознается слушателями, которые в условиях дефицита времени не прочь схалтурить, а то и прогулять занятия. Напротив, обучение в западной бизнес-школе требует от слушателя полной отдачи, выполнения объемных заданий, причем в сжатые сроки. Здесь ссылки на нехватку времени не сработают: могут отчислить.
Существует большая проблема с привлечением практиков бизнеса в учебный процесс. Сегодня большинство преподавателей бизнес-школы в лучшем случае имеют опыт консультирования бизнеса.
Недостаток финансирования сказывается и на другой важной стороне работы бизнес-школы. По идее бизнес-школа должна быть не только аккумулятором новых знаний и практик (часто это происходит только в буквальном смысле слова - работы слушателей пополняют архивы), но и вести исследования, которые могли быть положены в основу новых подходов и концепций. Удается это далеко не всем.
Нужно сказать, что сами выпускники российских школ бизнеса очень трезво оценивают результаты обучения - это со всей очевидностью показывает последний опрос, проведенный Российской Лигой МВА в рамках подготовки Народного рейтинга бизнес-школ-2011. Они поставили своим школам (и себе) твердую "четверку".
Резюмируя, можно сказать, что перед российскими бизнес-школами стоит задача выхода на новый качественный уровень. Безусловно, достигнутые ими за довольно короткий промежуток времени результаты достойны всяческого уважения. Но бизнес-образование - это бизнес, а в бизнесе не ценятся прошлые заслуги. Усиливающаяся активность западных бизнес-школ на российском образовательном рынке заставляет принимать трудные решения. Прежде всего школа бизнеса должна сама стать эффективным бизнесом, то есть на деле продемонстрировать то, чему она учит своих слушателей. Это означает отлаженные бизнес-процессы, грамотный менеджмент, прозрачность финансов, клиентоцентричность и много другое. Ссылки на "российские реалии" уже не помогут.