В Северной столице вскоре появится своя концепция развития судостроительного кластера города. Будут разработаны сразу две концепции по заказу комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. Одна из них будет относиться к кластеру в целом, а вторая непосредственно к его центральному элементу, огромной судоверфи на острове Котлин.
Как официально сообщают в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли, уже к концу этого года будет разработана Концепция размещения объектов судостроительного комплекса на острове Котлин, которая позволит определить возможность размещения новой судостроительной верфи в Кронштадте с точки зрения потенциала и приоритетов социально-экономического и пространственного развития района. Что касается кластера в целом, стратегия должна определить его центр и границы производства, которые будут туда входить, а также инвестиционных партнеров.
Напомним, в начале лета было подписано соглашение о создании на острове Котлин предприятия "Ново-Адмиралтейские верфи", 25% доля в этом проекте будет принадлежать южно-корейской компании STX, остальное - "Объединенной судостроительной корпорации".
- Мы сможем строить суда водоизмещением до 200 тысяч тонн, в том числе и газовозы, - заявил на подписании соглашения президент ОСК Роман Троценко. - При этом пока работа "Адмиралтейских верфей" останавливаться не будет, так как предприятие загружено на сто процентов заказом на строительство подлодок для Вьетнама. Мы просто покупаем новое оборудование, переносим производство подводных лодок на Адмиралтейский остров, что в общей сложности обойдется в три миллиарда рублей. Часть этих денег будет получена как компенсация за переезд предприятия с Ново-Адмиралтейского острова, остальное - от его продажи на торгах.
Эта верфь будет создана по самым современным технологиям, аналогов подобному предприятию в России пока нет. Расположится она на участке около 300 гектаров в юго-западной части острова Котлин, часть которого занимает Кронштадт. Несколько гектаров этой площади будет создано путем искусственного намыва территории. Инвестиции в новую верфь оцениваются по-разному. Называются суммы от 30 до 60 млрд рублей, однако точная сумма станет известна только после завершения проектирования. Сейчас известно, что проект будут реализовывать в три этапа. Сначала подготовят необходимую документацию, потом будет намечена нужная территория. К строительству же приступят ориентировочно в 2014 году.
При этом создатели утверждают, что в 2016 году, когда закончится первый этап строительства суперверфи, на новом предприятии уже смогут построить первый корабль.
Глава администрации Кронштадтского района Александр Горошко заявлял, что при таком благоприятном развитии событий примерно через десять лет население Кронштадта может вырасти в полтора раза.
- Расчетная численность рабочих верфей - шесть с половиной тысяч человек, - рассказал он. - В целом у нас 23 тысячи человек трудоспособного населения из 43 тысяч, при этом около шести тысяч ежедневно ездят на работу в Петербург.
Однако есть и другие прогнозы о том, как отразится появление суперверфи на развитии Кронштадта. Это, конечно же, создаст новые рабочие места, но и повлечет за собой рост объемов строительства жилья, повышение спроса и цены на жилплощадь. Учитывая, что заявленный срок реализации проекта "Ново-Адмиралтейские верфи" составляет восемь лет, за это время существенно разовьется социальная инфраструктура и увеличится население района.
Власти Петербурга должны будут обеспечить новое масштабное производство необходимой инфраструктурой, инженерными коммуникациями и кадрами. Отдельно будет решаться вопрос повышения транспортного доступа к острову, учитывая, что в будущем поток людей и машин к нему только возрастет.