Столичные власти хотят сделать город более привлекательным для туристов.
Одна из главных задач - расширение сети недорогих гостиниц, которых так не хватает в Москве. Для этого найдено необычное решение - освоить акваторию Москвы-реки. Возможно, уже в этом году здесь появятся первые так называемые "ботели" - гостиницы на воде.
- Гостиницы возведут вдоль набережных на базе старых барж и пароходов, - рассказал председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев. - Свободных набережных у нас много, а подключить к электричеству и другим коммуникациям такой объект несложно. Сейчас запланировано более 50 плавучих гостиниц. Даже если каждая будет по сто номеров, это уже больше 5 тысяч номеров.
По мнению Тимофеева, это наиболее рациональный и удобный вариант для гостиничной сети. В Москве не так много свободной земли под новостройки, а вот на воде вполне можно позволить себе размещать малобюджетные гостиницы. Тем более что общая площадь водоемов и рек на территории города - 3,7 тысячи га, а протяженность береговой линии - 185 км. Для плавучих отелей не так уж много надо: построить пирсы, углубить дно, подвести городские коммуникации - канализацию, электросети, Интернет, питьевую воду.
Было время, когда на Москве-реке насчитывалось с полсотни дебаркадеров, в том числе принадлежащих частникам. Там были кафе, рестораны, клубы. Но тогдашние власти города во что бы то ни стало решили очистить от них акваторию. Вышло даже постановление, предписывающее убрать с реки эти "опасные объекты, загрязняющие воду различными отходами".
Группа владельцев дебаркадеров даже обращалась тогда в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой, что у них отзывают лицензии, перекрывают доступ на плавсредства, отключают электроэнергию. И ФАС, и суды встали тогда на сторону бизнесменов. Несмотря на это большинству барж пришлось ретироваться из города.
У нового руководства Москвы другое отношение к подобным объектам. Например, руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский считает борьбу с дебаркадерами "охотой на ведьм".
- Надо только разработать концепцию, чтобы красиво вписать их в Москву-реку, - заметил он. - Дебаркадеры ведь не осуществляют сброс вредных отходов в реки. Это просто красивые баржи, подключенные к коммуникациям города.
В мире немало городов, где баржи используются в качестве жилья. Например, Гаага, Амстердам, Париж, Прага. Если новая столичная администрация поддержит инвесторов, то плавучие отели быстро займут места на воде и у нас. Тем более, аренда реки (копеечная!) не сопоставима с арендой земельного участка в столице.
В Москве сейчас есть только один отель на плаву - теплоход "Валерий Брюсов", пришвартованный у Крымской набережной. Рекламный сайт особо напирает на доступные цены - 800 рублей. Но в час! Когда появится сеть ботелей-конкурентов, вряд ли "Брюсов" выдержит конкуренцию.
- Увеличив число недорогих 2-3-звездочных гостиниц на воде, можно сбить цены на гостиничные номера, и тем самым стимулировать развитие внутреннего туризма, - говорит Тимофеев. - Ведь многие приезжают в Москву на день-два, но мало кому по карману проживание в гостиницах. Ночуют у родственников, знакомых, даже на вокзалах.
Пока не известны места, где разместятся ботели.
- Прежде всего они должны располагаться так, чтобы туристы могли добраться сюда как общественным, так и личным транспортом, - говорит пресс-секретарь столичного комитета по туризму Михаил Дубровский. - Нужны парковки, на которых могли бы встать большие туристические автобусы. Далеко не на всех набережных Москвы это возможно. Кроме того, для таких гостиниц действуют более жесткие санитарные и пожарные нормы.
В общем, к проекту еще есть немало вопросов. Например, как будут доставлять плавучие гостиницы к месту "прикола"? Мосты ведь в столице не разводятся, в отличие от Питера. Под ними проходит судно высотой не более 9 метров. Это означает, что лишь 2 этажа плавучего отеля можно собрать вне города. Если же гостиницу хотят сделать выше, то остальное придется надстраивать уже на месте.
Историков беспокоит, что плавучие отели могут исказить исторический облик города, заслоняя самые красивые виды набережных. Экологи считают, что использование в качестве гостиниц старых барж может загрязнять реку. По их мнению, чтобы избежать лишней нагрузки на воду, можно использовать лишь современные суда с двигателями стандарта Евро-4. Но строить новые плавсредства под гостиницы дороговато. Они обойдутся минимум в 1,5 тыс. долларов за кв. метр. А это уже сопоставимо с наземным строительством. И тем ни менее идея с ботелями уже нашла массу сторонников. Всех привлекает действительно небольшая аренда водной площади - всего 30 (!) рублей в год за 1 тыс. м/2.
Сейчас в Москомархитектуре разрабатывается "Отраслевая схема размещения гостиниц в городе Москве на период до 2025 года".
К этому времени власти рассчитывают принимать чуть ли не 20 млн туристов в год (в 4 раза больше, чем сейчас). И чтобы создать привлекательные условия этому потенциальному турпотоку, столице нужно в три раза больше гостиниц и доходных домов.
Как сказали в Москомстройинвесте, уже имеются конкретные адреса для строительства. Но пока состояние гостиничного хозяйства весьма скромное - дефицит мест около 30 %.
Программой в ближайшие 5 лет предусмотрено строительство 177 гостиниц - это 50 тысяч номеров. Такие масштабы не в последнюю очередь связаны с тем, что в 2018 году в России будет проходить чемпионат мира по футболу, и Москва, как считают в комитете по туризму, примет больше миллиона иностранных гостей. Сеть "плавучих гостиниц" в этой ситуации окажется весьма кстати.
Справка "РГ"
Сегодня в Москве на гостиницы экономкласса - 2-3 звезды (именно они самые востребованные) - приходится 70 % номеров, на четырехзвездочные - 20 %, а на пятизвездочные - 10 %.