Вчера, 7 сентября, в России открывался хоккейный сезон 2011/2012. А 8 сентября в Минске в 20.00 был запланирован матч КХЛ между местным "Динамо" и "Локомотивом" из Ярославля. На нем ожидался аншлаг.
Ярославская команда - сами хоккеисты, их тренеры, врачи, обслуживающий персонал и четверо игроков молодежного состава - вылетала в Белоруссию на Як-42. Самолет оторвался от земли примерно в 16.05. И вдруг сообщения информагентств с пометкой "Молния!": при взлете Як-42 разбился, из 45 человек на борту, по данным МЧС, 43 погибли.
В среду в Ярославле открылся мировой политический форум. Как ожидалось, в четверг с большой программной речью там должен был выступить президент Медведев. СМИ и эксперты делали предположения, что он сделает громкие заявления. Но, по словам пресс-секретаря главы государства Натальи Тимаковой, в связи с катастрофой Медведев изменил формат своего участия в форуме. На момент подписания номера планировалось посещение им места трагедии.
Примечательно, что форум проходил на спорткомплексе "Арена 2000", домашней площадке "Локомотива".
Как выяснилось позже, самолет упал при наборе высоты. Его обломки были найдены в 4 км от аэропорта Туношна, на берегу притока Волги. Носовая часть лайнера погрузилась в воду, а хвост остался лежать на суше. Предполагается, что пилоты пытались посадить падающий самолет на реку. Официальный представитель Росавиации сообщил "Интерфаксу", что Як-42 не смог набрать безопасную высоту и столкнулся с антенной маяка, расположенной за взлетно-посадочной полосой, после чего столкнулся с землей, развалился и загорелся.Жертвами авиакатастрофы стали тренер "Локомотива" и 26 игроков.
Хоккей понес огромную утрату - в составе команды было немало звезд первой величины. "Локомотив" в межсезонье очень сильно обновил состав, в команду пришли такие хоккеисты, как Ян Марек, Карлис Скрастьинш. Еще из иностранцев за "Локо" играли швед Стефан Лив, словак Павол Демитра, чехи Йозеф Вашичек и Карел Рахунек.
Как только стало известно о трагедии, был прерван матч-открытие нового сезона КХЛ "Салават Юлаев" - "Атлант", который в это время проходил в Уфе. В первом перерыве матча президент КХЛ Александр Медведев сказал, обращаясь к болельщикам: "После обсуждения ситуации с командами и учитывая, в каком состоянии находятся игроки, мы и хоккеисты просим принести свои извинения. Ребята не могут в такой ситуации доиграть матч".
Хоккеисты "Атланта" в среду решили остаться в Уфе, со стадиона всей командой они поехали в церковь помолиться.
В катастрофе под Ярославлем выжили нападающий Александр Галимов, который на момент подписания номера находился в очень тяжелом состоянии в реанимации, ожоги на его теле составляли 80%, и бортинженер Александр Сизов, у которого было 15% ожогов и перелом бедра. Вечером в больницу в полном составе приехала молодежная команда "Локомотива".
К вечеру на одном из Интернет-сайтов появился список игроков "Локомотива", в котором кружочками были отмечены фамилии игроков, летевших в разбившемся самолете. Среди них оказался и белорусский защитник Руслан Салей, который, по данным блога "Локомотива", выжил, уехав в Минск раньше всей команды. Салей, выступающий за сборную Белоруссии, перешел в "Локомотив" перед началом этого сезона из "Детройта".
В состав "Локомотива" входили хоккеисты из Германии, Латвии, Чехии, Словакии, Белоруссии и Швеции, однако костяк команды составляли россияне. Главным тренером команды был канадец Брэд Маккриммон.
"Локомотив" становился чемпионом России в 1996-1997, 2001-2002, 2002-2003 годах, серебряным призером в 2007-2008 годах, бронзовым - в 1997-1998, 1998-1999, 2004-2005 годах. Он также был серебряным призером розыгрыша Континентального кубка в 2003 году. В минувшем сезоне команда заняла третье место, уступив в финале Западной конференции подмосковному "Атланту".
Як-42 - среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х. Выпускался в Смоленске (1977-1981), а в 1978 году был налажен выпуск в Саратове. Экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолет был выпущен в 2003 году. Для авиакомпаний, которые продолжают эксплуатировать Як-42, он остается рентабельным самолетом.
По сообщению Росавиации, разбившийся Як-42 принадлежит компании "ЯК Сервис". На ресурсах в Интернете она значится как ЗАО и занимается ВИП-перевозками. Фактически речь о чартерных пассажирских рейсах. У "ЯК Сервис" в парке всего два типа судов - Як-40 и Як-42. В Ространснадзоре "РГ" сообщили, что создается комиссия, которая будет проверять деятельность компании в части подготовки к полетам и соблюдения других норм безопасности полетов.
На сегодня износ российского авиапарка по Як-42 составляет примерно 50 %, что гораздо лучше, чем у ряда других российских самолетов, выпущенных в СССР.
В начале 2011 года в эксплуатации находилось 100 самолетов в 35 авиакомпаниях.
Инциденты с участием Як-42:
в 1990 году в аэропорту Свердловска, из 128 человек на борту погибли 4;
в 1992 году в Китае, погибли 116 человек;
в 1993 году в Македонии, из 116 человек на борту спасся 1.