Минфин предполагает радикально сократить финансирование федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса - с более чем 20 млрд рублей в нынешнем году до 10 млрд в следующем и 5,8 млрд в 2013-м. Можно предположить, что дефицитный бюджет заставляет финансистов ужимать все, что лежит в стороне от столбовых приоритетов, злобы дня. И потому где пусто, а где густо. Малый бизнес нынче в приоритеты не попал, о чем приходится только сожалеть. Но дело не только в этом. Небезупречна и сама программа как объект бюджетного финансирования.
Первое и основное: экономически она неэффективна, и нет оснований утверждать, что в ближайшее время тут что-то изменится. Малый бизнес показывал устойчивую динамику роста в промежутке с 2003 по 2008 год. В 2003-2004 годах никаких государственных программ поддержки в стране не действовало (Федеральный фонд уже находился в стадии ликвидации и финансовые средства в сектор не направлял), в 2005-м новая программа фактически только "замышлялась", между тем сектор бурно рос. В 2008 году сменился сам "объект" МСП (законодательство скорректировало критерии), поэтому сравнивать МСП до 2008 года с тем, что было раньше, стало просто невозможно. Но зато после 2008 года (госпрограммы развернулись уже во всю ширь и мощь) четко обозначился тренд отрицательной динамики. При количественном росте числа МСП на 9 процентов c "копейками" в 2009 году занятость упала на 1%, почти на 17% - обороты и примерно на 33% - объемы инвестиций. При этом количественный рост создавался в значительной мере механически, за счет субсидий безработным, выдаваемых на "открытие собственного дела" по линии минздравсоцразвития. За прошедшие два с половиной года их выдано уже около 350 тысяч, соответственно "создано" такое же количество "новых бизнесов" - и это только по одной линии, не считая те бизнес-единицы, что "народились" на средства профильного департамента минэкономразвития, региональных и муниципальных бюджетов. Забавный сюжет: субсидии одного ведомства (минздравсоцразвития) красиво "улучшают статистику" другого (профильного департамента минэкономразвития).
За 2010 год есть только данные по малым предприятиям с числом занятых от 15 до 100 (остальные Росстат не публикует до полного подведения итогов сплошного обследования сектора). Но и тут ситуация плачевная: упали уже и число МП, и занятость, и инвестиции. То есть "размывается" самый устойчивый сегмент малого бизнеса, та стартовая "подушка", которая могла бы служить субстратом для появления новых средних и крупных бизнес-единиц.
Второе. За шесть лет вокруг финансовых потоков, направляемых на господдержку малого и среднего предпринимательства, сформировался устойчивый коррупционный рынок. Известны, например, "расценки" на получение субсидий начинающим предпринимателям для открытия собственного дела, "откат" может достигать 50%.
Третье. Как это часто происходит с государственными финансовыми потоками, федеральная программа обросла лоббистами. Причем зачастую их потребление на собственное "становление и развитие" намного превышает те ресурсы, что идут в собственно малый и средний бизнес. И, похоже, в будущем их аппетиты по отношению к "бюджетному пирогу" будут только разрастаться. Придется придумывать некие компенсаторные механизмы, позволяющие мягко отодвигать их от "потоков", не создавая новых "общественных конфликтов".
Четвертое. Растут иждивенческие настроения в той крайне малой части малого бизнеса, которой удалось получить различного рода субсидии или компенсации ("халявные деньги", как выразился один периодически получающий компенсации предприниматель). Эти настроения еще не фиксируются количественно, но уже обозначаются при применении качественных исследовательских методов.
Пятое. Банальное нецелевое использование средств. Деньги, перечисляемые, по сути, в виде "трансфертов" в бюджеты регионов по статье "Малый и средний бизнес", часто направляются на покрытие "текущих кассовых разрывов". Регионы, подавая заявки на конкурсы в профильный департамент для получения федеральных средств, обязываются внести и свою часть лепты в виде "софинансирования", но не все это делают, а полноценного мониторинга подобных сюжетов нет... А уж когда деньги в региональные бюджеты приходят в самом конце года, вообще получается песня: еще до того, как они "освоены", территории должны отчитаться о том, какой эффект эти суммы принесли, как сработали на развитие МСП.
Вывод, увы, не нов: финансирование любого бизнеса - и большого и малого - должно строиться на принципах возвратности и платности. Без выполнения этих условий ничего не получается.