В Уфе состоялся Первый межрегиональный конкурс-дегустация "Ufa-Halal-2011". На суд компетентных экспертов было представлено более ста видов продукции, произведенной в пяти регионах России и Казахстане.
- Продукции, произведенной по стандартам "халяль", становится все больше. Она полезна для всех, независимо от вероисповедания. Настало время определить те ее виды, которые необходимо продвигать на рынок, к широкому потребителю, - сообщил корреспонденту "РГ" руководитель комитета по стандарту "халяль" Духовного управления мусульман РБ Тимур Шангареев.
По оценкам экспертов, индустрия халяль сегодня находится на подъеме. Согласно данным Всемирного банка, ежегодный рост этого рынка приближается к 25 процентам. О росте рынка можно судить по увеличению объемов производства и сбыта предприятий, выпускающих халяльную продукцию. Для сравнения - в 2003 году, по подсчетам Центра стандартизации при Совете муфтиев России, объем мясной халяльной продукции, произведенной промышленным способом, составлял приблизительно 70 тонн в год, на начало 2010-го - уже 7000 тонн, причем в месяц. На сегодня прирост в таких предприятиях составляет 40-50 процентов ежегодно.
Жители республики и сопредельных областей, не относящиеся к правоверным мусульманам, уже начали привыкать к маркировке "халяль" на упаковке таких продуктов питания, как куры, колбаса, мясные полуфабрикаты, яйца, кондитерские изделия. Хотя изначально это понятие ("халяль" означает "то, что дозволено употреблять в пищу"), конечно, относится к мусульманской традиции, но постепенно оно претерпевает изменения и становится синонимом экологически чистой, полезной для здоровья пищи.
По результатам опроса, проведенного ведомством Шангареева, сегодня более 60 процентов потребителей халяльной продукции - представители других конфессий.
Председатель Госкомитета РБ по торговле и защите прав потребителей Илдус Ахметшин уверен, что халяльная продукция имеет сегодня определенные преимущества перед другими товарами.
- Технологический цикл ее производства не допускает применения генно-модифицированных ингредиентов, ароматизаторов и других вредных для здоровья человека веществ, - уточнил он.
Несмотря на преимущества, производителям непросто войти с "дозволенной" продукцией в торговые сети Башкортостана. В наиболее полном объеме то, что производится по стандартам "халяль", присутствует на рынках, где торгуют в основном частники. Крупные производители, у которых есть сеть фирменных магазинов, реализуют ее там. Но то, что не смущает местных переработчиков, не устраивает тех, кто работает в других регионах страны. Например, производителей масла из Белгородской области, которые способны выпускать более трех тысяч тонн продукции в месяц и хотели бы продавать ее и жителям Башкортостана.
- Наша продукция сертифицирована по двум системам: международной - по стандартам ISO и добровольной - по стандартам "халяль". Тем не менее войти в торговые сети нам пока не удалось, - рассказал заместитель генерального директора предприятия Геннадий Оленев.
Об этой же проблеме говорят и другие члены некоммерческого партнерства, объединяющего производителей "дозволенного". Для решения этого вопроса, по словам Тимура Шангареева, сейчас разрабатывается проект создания сети супермаркетов с собственным распределительным центром, где продукция "халяль" будет представлена во всем многообразии. А пока он не построен, переработчикам придется искать пути внедрения в существующие торговые сети.
Ильдар Гарифуллин, председатель Башкирской торговой ассоциации, депутат Госсобрания-Курултая РБ:
- Сейчас идет процесс адаптации халяльной продукции на рынке. Не все предприятия торговли готовы представить ее в соответствии со строгими требованиями, которые предъявляются не только к выращиванию, забою и производству, но и к транспортировке и раскладке этого товара на прилавке. Такая продукция должна располагаться на полках и в холодильниках отдельно от нехаляльной. Спрос на эту продукцию растет, а значит, ее наличие на прилавке будет определять конкурентоспособность торговых организаций. Но здесь есть и другой существенный момент: в основной своей массе покупатели не готовы сразу брать "халяль", то есть тратить деньги на новый, незнакомый вид продукта. Не хватает более широкой и доступной информации о товаре с такой маркировкой. Сейчас, когда речь заходит о халяльной продукции, в основном говорят об особенностях производства, тогда как потребителя больше интересует, какие компоненты содержит конечный продукт. Люди стали больше заботиться о своем здоровье, о качестве питания, многие из них даже не догадываются, что этим их устремлениям полностью удовлетворяет продукция "халяль".