В Федеральной антимонопольной службе уверены, что пока количества авиатоплива, продаваемого на российской бирже, недостаточно, и ведомство намерено в ближайшее время довести долю до 15 процентов. Это позволит обеспечить стабильность на рынке и защитить от рисков авиакомпании.
Об этом заявил вчера "РГ" замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. "Мы считаем, что должен существовать определенный объем авиакеросина, который реализовывался бы через биржевые площадки, а именно для того, чтобы ценообразование было рыночным. Поэтому мы предлагаем продавать топливо лотами", - полагает Голомолзин. По словам, торги должны быть регулярными и отвечать интересам всех игроков.
Чиновник напомнил, что авиакомпании закупают топливо в сочетании с краткосрочными и долгосрочными контрактами. А дополнительные объемы компании покупают на спотовом рынке. "Пока топливо было на бирже, компании стремились закупать его там. Когда же его там нет, они это пытаются сделать в рамках спотовой торговли. Но биржевая торговля в отличие от внебиржевой позволяет к системе долгосрочных контрактов внедрять хеджирование рисков. Это позволяет компаниям иметь стабильное положение на рынке", - сказал Голомолзин.
Замглавы ФАС пообещал, что решение о размере штрафов в отношении вертикально-интегрированных нефтяных компаний в рамках третьей волны антимонопольных разбирательств будет принято в течение двух-трех месяцев.
Отвечая на вопрос журналистов о расследованиях в отношении ТНК-BP, "Транснефти" и "Сургутнефтегаза", Голомолзин сказал, что дела в отношении этих и других компаний не возбуждались.
Он напомнил, что по итогам 2010 года 50 процентов всех нарушений антимонопольных законодательств приходилось на сферу ТЭК. По размеру штрафов отрасль также лидировала, заплатив в общем около 15 миллиардов рублей. При этом чиновник напомнил, что в рамках первой и второй волны антимонопольных расследований в отрасли ТЭК было возбуждено более 250 дел. По словам Голомолзина, суммы штрафов, которые сейчас взимаются на территории России, соизмеримы со штрафными санкциями за рубежом.
Голомолзин также утверждает, что ТЭК, транспорт и ЖКХ до сих пор являются сферами, где происходит наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства. Особенно выделяется электроэнергетика - 50 процентов всех нарушений. Однако ведомство держит эту сферу под своим контролем, особенно это заметно на недавнем снижении цен на авиатопливо, что соответственно, отразилось на ценах авиабилетов, подчеркнул чиновник.