Эксперт: Рекреационный потенциал Кавминвод используется не полностью

Проект технического задания на разработку концепции комплексного развития курортного региона, которое подготовили в ОАО "Курорты Северного Кавказа" (КСК), обсудили на межведомственном совещании в администрации Кавказский Минеральных Вод (КМВ).

Пополнение в рядах

О том, что в федеральную программу создания северокавказского туркластера могут войти прибрежные территории Каспия (Дагестан) и Кавминводы, полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин сообщил в июне нынешнего года на заседании президиума правительства. Ранее он неоднократно говорил и о том, что в курортном регионе нельзя допустить приватизацию гидроминеральных ресурсов. Также необходимо разобраться и с тем, куда поступают налоги от санаторно-курортного комплекса, частного бизнеса и многочисленных рынков Пятигорска и почему ведется строительство в первой природоохранной зоне.

В регионе надо создать единую систему энергообеспечения, коммуникаций и централизованного водоснабжения, внедрять мировые стандарты качества санаторно-курортного обслуживания. Объединенные бальнеологические курорты КМВ могут стать аналогом чешских Карловых Вар, однако, по мнению специалистов, для этого необходимо объективно оценить ситуацию на этой территории и определить базовые точки развития. После того как Кавминводы оказались в числе претендентов на попадание в северокавказский туркластер, было принято решение создать здесь особую экономическую зону КМВ.

В рамках формирования этой ОЭЗ в компании "Курорты Северного Кавказа" создали проект техзадания на разработку концепции комплексного курортно-туристического развития региона Кавказских Минеральных Вод до 2025 года. Документ содержит предварительное описание концепции и основные требования к ней, которые в процессе дальнейшей работы будут уточняться. Тем не менее уже сейчас четко прописано, на что придется обратить особое внимание.

Сквозь пальцы

Например, в техзадании отмечается, что регион Кавказских Минеральных Вод обладает значительным, но нереализованным туристско-рекреационным потенциалом. Среди прогнозируемых рисков особое место занимает проблема управления, так как до сих пор на этой территории не была создана эффективная управленческая модель. Это привело к серьезным проблемам: изношена инфраструктура добычи и транспортировки лечебных минеральных вод, критического уровня достигло антропогенное воздействие, в том числе и на особо охраняемых участках формирования минеральных вод.  , не решена проблема утилизации ТБО и очистки сточных вод. Допустимые пределы превысил износ коммунальных инженерных сетей. Все это ставит под угрозу само существование и функционирование КМВ как курорта федерального значения.

На перспективы развития региона негативно влияют и проблемы с оборотом земель - на территории КМВ зарегистрировано значительное количество собственников земельных участков, осуществляющих с нарушениями природоохранного законодательства хозяйственную деятельность (причем никак не связанную с развитием курортно-туристической сферы). Из-за отсутствия эффективных правовых и экономических механизмов воздействия на собственников санаторно-курортных учреждений, они не заинтересованы в повышении квалификации сотрудников или внедрении современных лечебных методик, приобретении лечебно-диагностического оборудования. В итоге конкурентоспособность здравниц КМВ оставляет делать лучшего.

В компании "Курорты Северного Кавказа" намерены проработать и оценить несколько моделей управления Кавминводами

Между тем в проекте техзадания отмечено, что нынешняя экономическая ситуация не позволяет прогнозировать существенное повышение расходов федерального бюджета для решения накопившихся в регионе проблем. К тому же государственная поддержка может быть эффективна только в том случае, если она направлена на реализацию долгосрочной и экономически обоснованной концепции развития региона, прежде всего его основы - курортно-туристической деятельности. При этом именно формирование разнопрофильного туризма способно принести наиболее ощутимые положительные результаты.

Три модели управления

Чтобы разработать эффективную концепцию развития региона, необходимо провести комплексный анализ современного состояния экономического и природно-ресурсного потенциала Кавминвод, определить сильные и слабые стороны курортно-туристического комплекса, его инфраструктуры, а также направления и перспективы развития. Нужен анализ эффективности управления и законодательной базы функционирования федеральных курортов КМВ. И, если это потребуется, внести предложения по изменениям и дополнениям в правовую базу всех уровней, чтобы устранить имеющиеся противоречия, затрудняющие либо делающие невозможным эффективное управление курортно-туристической деятельностью региона.

Судя по всему, революционные изменения с учетом создания ОЭЗ и дальнейшего развития курорта как сегмента северокавказского туристического кластера следует ожидать в существующей схеме территориального планирования. В КСК намерены проработать и оценить несколько моделей управления Кавминводами: создание в регионе единого муниципального образования наподобие "Большого Сочи", передача функций управления курортами в ведение управляющей компании, созданной на основе государственно-частного партнерства с делегированием необходимых прав или же передача функций управления курортно-туристической сферой в частное ведение (с 1844 по 1918 годы существовала дирекция Кавказских Минеральных Вод). Возможны иные альтернативные модели. Исполнителям техзадания придется проработать все варианты и предложить оптимальный по срокам внедрения и целесообразности.

В проекте обозначен график первоочередных мероприятий на 2011-2015 годы. Он включает разработку плана действий по реализации концепции курортно-туристического развития региона в рамках формирования особой экономической зоны КМВ, подготовку заявок на создание ОЭЗ, разработку пакета нормативно-технических документов и проектов законодательных актов, обеспечивающих начало реализации концепции, программу продвижения региона в российском и международном инвестиционном сообществе.

В целом проект предполагает создание взаимосвязанного комплекса долгосрочных мер по развитию Кавказских Минеральных Вод как федерального курорта и крупного туристического центра России.

- Участники совещания в Ессентуках в ходе дискуссии внесли в проект технического задания изменения и дополнения, - рассказал корреспонденту "РГ" исполняющий обязанности заместителя начальника департамента Росприроднадзора по СКФО Алексей Когарлыцкий. - Было принято решение обсудить проект с учетом внесенных изменений на совещании с участием заинтересованных руководителей территориальных органов власти федеральных ведомств в СКФО и государственных структур Ставропольского края. Также решено создать рабочую группу по разработке проекта, в которую войдут все заинтересованные ведомства.

Кстати

ОАО "Курорты Северного Кавказа" совместно с правительством республики Дагестан разрабатывают концепцию создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Каспийского прибрежного кластера. В ней будет содержаться информация о текущем состоянии и перспективах роста туристического потока в регионе, финансово-экономическое обоснование создания транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры ОЭЗ, сведения о предполагаемых расходах на строительство прибрежных курортов, источниках финансирования и потенциальных частных инвесторах. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций в Каспийский прибрежный кластер может составить 140-150 миллиардов рублей. Из этой суммы 20-25 процентов придется на долю государства, а 75-80 - на частных инвесторов. Курорты расположатся на 200-километровой береговой линии от Махачкалы до границы с Азербайджаном. Ожидается, что туристический поток на летние и зимние курорты Дагестана к 2025 году может достичь нескольких миллионов человек. Развитие туризма в Дагестане позволит создать свыше 200 тысяч рабочих мест в туристическом секторе и смежных отраслях.