Повод к такой постановке вопроса дал иск, поданный в суд.
Две коммерческие структуры аэропорта Домодедово, которые отвечают за безопасность, просят суд отменить приказ министра транспорта, который обязывает транспортников бороться с правонарушениями на своей собственной территории.
По приказу все собственники транспортных объектов и транспортных средств должны у себя пресекать противоправные действия физических и юридических лиц. Коммерсанты не согласны и утверждают, что для этого есть правоохранительные органы.
Появился оспариваемый документ после известных трагических событий в аэропорту Домодедово, когда смертник беспрепятственно прошел на вроде бы охраняемую территорию и убил людей. Действовать приказ начал больше чем полгода тому назад. Но важно не это. Интересна и действительно проблемна сама постановка вопроса - кто же на самом деле должен отвечать за жизнь и здоровье граждан у частника на его собственной территории, он или государство?
Армия частных охранников и всевозможные коммерческие службы безопасности больших и маленьких бизнес-структур по численности и оснащению сравнима с крупными воинскими подразделениями. Авторы заявления в суд утверждают, что вообще не обязаны ловить нарушителей закона. Вот что сказал корреспонденту "РГ" начальник Главного управления на транспорте МВД России генерал полиции Дмитрий Шарабаров:
- У нас нет законодательства, которое определяло бы порядок контроля при входах в аэропорты. После домодевских событий президент поручил создать зоны проверки. Во всех аэропортах работа пошла, выставили интероскопы. Кстати, раньше, до теракта, все эти приборы там стояли, но проверяли пассажиров выборочно. И только в случае объявления угрозы шел сплошной досмотр. Теперь везде организован сплошной досмотр и на входах работают и сотрудники САБ (Служба авиационной безопасности), и сотрудники полиции. В аэропорту Домодедово сотрудники САБ отказались работать на входах. Руководство аэропорта приняло решение, что раз нет нормативного документа, определяющего досмотр граждан в этих зонах, то нет и сотрудников. Было указание Росавиации выставить сотрудников САБ на входы. Однако это требование аэропорт решил опротестовать. Более того, он опротестовал приказ минтранса. Руководство аэропорта Домодедово хочет, чтобы эти требования были прописаны в законе, а не в подзаконных актах.
Поэтому сейчас в "Домодедово" досмотр ручной клади осуществляет сотрудник САБ, а весь остальной досмотр - багажа и личный - сотрудник МВД. Это единственный аэропорт в стране, где сложилась такая ситуация.
На вопрос "Российской газеты" о том, что, судя по иску, все, кто не полиция, хотя и ходят в форме, не имеют права препятствовать совершению преступления или административного нарушения, например, разнимать драки.
Шарабаров заявил:
- В иске об этом речь не идет. Более того, аэропорты, в том числе и "Домодедово", выставили дополнительные силы, они принимают участие в обеспечении безопасности. Но вот в проверке на входе в аэропорт домодедовский САБ участия не принимает. Они считают, что это незаконно - осматривать пассажиров на входах в здания.
МВД внесли поправки в 16-й закон о безопасности на транспорте. Это, в том числе, обязательный досмотр перед посадкой на все виды транспорта.
По словам Шарабарова, есть надежда, что их примут до завершения этой сессии.
По словам первого вице-президента Федеральной палаты адвокатов Юрия Пилипенко
Реакция коммерческих структур аэропорта "Домодедова" вполне понятна, как и мотивация Минтранса, издавшего приказ, обязывающий службы аэропорта реагировать на подозрительные действия физических и юридических лиц.
Заявители, чья основная деятельность тесно связана с безопасностью транспортного потока, действительно, обязаны так или иначе обеспечивать безопасность на своей, "чистой зоне" - территории, находящейся под их ответственностью. Но требования к коммерческим компаниям отвечать за все происходящее в зонах общественного пользования подлежат корректировке.