16 сентября в 21.30 на НТВ премьера телефильма "Ельцин. Три дня в августе", в котором впервые в художественном формате реконструируются события путча 1991 года.
Картина станет заключительным проектом НТВ из серии, приуроченной к двадцатилетию событий 1991 года. Сразу по окончании показа запланирован специальный выпуск "НТВшников" - авторы фильма, актеры и их реальные прототипы соберутся на арене дискуссий, чтобы обсудить увиденное и вспомнить, чем для каждого из них были те три дня в августе. Продюсер фильма Алексей Пивоваров рассказал "РГ" подробности проекта.
Российская газета: На НТВ с успехом идет документальный цикл "СССР. Крах империи", посвященный в том числе событиям августа 1991 года. Почему вы взялись снимать художественный фильм на эту тему?
Алексей Пивоваров: 20 лет - это достаточный срок для того, чтобы подводить промежуточные итоги и посмотреть на события не только репортерским и журналистским взглядом, но и глазами взрослого художника. Поэтому мы и пригласили заниматься этим фильмом настоящих мастеров своего дела.
РГ: Вы будете использовать хронику?
Пивоваров: Хроника в нашем фильме - это художественный прием, который мы используем для большей реалистичности картины. Мы старались скрупулезно идти за опубликованными воспоминаниями и мемуарами участников событий. Для нас было важно передать их близко к тексту. Фильм сделан с симпатией к Борису Ельцину. Вместе со сценаристом Олегом Антоновым и режиссером Александром Моховым мы зафиксировали в кино свое отношение к тем событиям и сошлись на том, что в нашем понимании Ельцин в августе 1991 года был героем, как бы потом ни менялось отношение в стране к этому человеку. Я отлично помню, что мы чувствовали и думали тогда. Без тех ста тысяч человек, которые пришли к Белому дому, победа Ельцина не состоялась бы.
РГ: Как вы собирали команду?
Пивоваров: Мне очень понравился сценарий, который написал Олег Антонов, а затем Александр Мохов на правах режиссера осуществлял кастинг - подбор актеров. Он нашел исполнителя главной роли - Бориса Ельцина - народного артиста Дмитрия Назарова, который, на мой взгляд, отлично справился со своей задачей. Я доволен тем, как группа сделала свое дело.
РГ: Поскольку у всех в памяти те дни и лица героев тех событий, не боялись ли вы, что называется, скатиться в пародию?
Пивоваров: Думаю, нам удалось попасть в нужную интонацию, избежать комизма и пародии. Конечно, Ельцин, таким, каким его запомнило большинство конца девяностых очень располагает к пародии. Но если обратиться к хронике, то Ельцин 91-го года совсем другой человек: его вряд ли кто-то взялся бы пародировать. Дмитрий Назаров играл именно того Ельцина и деликатно подошел к своей роли, без перегибов и комичности. Этот фильм будет интересен тем, кому хочется взглянуть на закулисье событий августа 1991 года, а также многим из тех, кто родился после тех событий. Одна моя коллега уже посмотрела картину с молодыми людьми, взросление которых пришлось на время после девяностых: они и не подозревали, что в их стране могло такое происходить, и были впечатлены. Поэтому мне бы хотелось смотреть на фильм еще и как на своеобразный телевизионный урок истории.