Речь идет о коллекции работ американских художников, в основном еврейского происхождения, привезенной в СССР в середине 1930-х годов.
Среди участников той выставки были известные мастера североамериканского континента Вильям Гроппер, Луи (Луис) Лозовик, Рафаэль Сойер, Гуго Геллер. После экспонирования в Москве все работы были оставлены авторами в нашей стране в подарок Биро-Биджану, как было принято называть за рубежом Еврейскую автономную область. Но затем коллекция... потерялась.
Ее обнаружили спустя семь с лишним десятилетий в запасниках Российского музея этнографии в Петербурге, где со второй половины 30-х годов прошлого века до начала Великой Отечественной войны действовала экспозиция, посвященная евреям СССР и строительстве Еврейской автономии в советском Приамурье. Сейчас возвращенная в научный и художественный оборот коллекция американских художников-евреев числится в фондах петербургского музея.
Но энтузиасты из числа художников, искусствоведов и краеведов ЕАО не теряли надежды дать возможность увидеть ее землякам. Тем более что именно главному хранителю музея современного искусства ЕАО Елене Гладкой удалось атрибутировать (точно определить полотно и имя его автора) картину классика мексиканской живописи и графики Хосе Ороско из этой коллекции. Во всех российских музеях не наберется и десятка его работ, и среди них нет ни одной графической - кроме этой!
В начале 2011 года губернатор ЕАО Александр Винников высказал идею: "А было бы здорово все-таки привезти американский "Дар Биро-Биджану" в нашу область на фестиваль еврейской культуры и искусства". Начались переговоры с музеем, где хранится коллекция, было составлено письмо на имя министра культуры РФ, сотрудники управления культуры ЕАО осмотрели коллекцию на месте в Петербурге.
Было определено, что без предварительной реставрации работы нельзя транспортировать. Но биробиджанский музей предложил интересный выход: сделать с наиболее значимых графических работ высококачественные цифровые копии, визуально почти неотличимые от оригиналов, и передать их в пользование музею современного искусства ЕАО с правом экспонирования. Это предложение было принято, и вот долгожданные работы в "цифре" прибыли в Биробиджан. Завтра в 17 часов все желающие смогут их увидеть. Это неординарное в культурной жизни области событие, и доступ в музей для всех посетителей будет бесплатным.
- Сюжеты работ американских художников, пафос, которым они наполнены, удивительным образом перекликаются с нашим временем, - поясняет еще одну особенность этой экспозиции директор музея современного искусства ЕАО Борис Косвинцев. - В период обострения социальных конфликтов руководство США решило показать всему обществу и миру, что оно имеет верную информацию о положении своих граждан и не замедлит выправить ситуацию. Вот такие сугубо прагматичные политические цели породили мощную монументальную живопись, приобщили к искусству широкие слои населения.
Кстати, реализация "Биробиджанского проекта" пошла как раз в годы, когда в США царила экономическая депрессия. Само слово "Биро-Биджан" дышало для американских художников еврейского происхождения надеждой. Во второй половине 1930-х, возможно, и по этой причине, Америка поддержала молодую Еврейскую автономную область материально. В некоторые годы ЕАО получала не меньше, а то и больше зарубежных инвестиций, чем весь СССР.
Между тем по договоренности правительства ЕАО с Российским музеем этнографии после реставрации подлинные работы американских художников все-таки прибудут для выставки в Биробиджан. Это намечено на 2014 год - год 80-летия Еврейской автономной области,