Фонд "Общественное мнение" опубликовал результаты исследования "Интернет в регионах" и определил самые перспективные в этом отношении веси России.
Безусловными лидерами по использованию популярной связи остаются Москва и Санкт-Петербург. Но не отстают и области - Тюменская, Иркутская и Нижегородская. Там, по мнению социологов, как раз и стоит ожидать максимального прироста численности интернет-аудитории в ближайшее время. Около ста тридцати тысяч человек в каждой из областей.
Как рассказал "РБГ" руководитель проекта "Мир Интернета" Павел Лебедев, проникновение Интернета в стране до сих пор крайне неравномерно. Между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами сохраняется более чем двукратная разница по показателю доли месячной интернет-аудитории (67-68 процентов в двух столицах против 29 процентов в Тыве или 34 процентов в Мордовии). Среднероссийский показатель составляет 48 процентов. По объему более активной, суточной интернет-аудитории разница между регионами еще более существенная. Тем не менее тренд позитивного роста интернет-аудитории продолжается. По данным на второй квартал 2011 года, общая численность интернет-аудитории среди населения старше 18 лет составляет около 55 миллионов человек, рост за квартал составил около 7 процентов.
Тем интереснее для анализа конкретные точки роста, то есть количественные показатели. Для понимания перспектив развития Интернета была сделана оценка регионального потенциала роста интернет-аудитории. В соответствии с такой оценкой социологи разделили российские регионы на три группы.
В первой группе - а в нее вошли 38 из 79 субъектов РФ - текущие показатели распространения Интернета соответствуют рассчитанной для регионов оценке. В этих субъектах РФ (сюда входит и Москва) проживает около 45 процентов взрослого населения страны и такая же доля всех интернет-пользователей.
Во второй группе - это примерно четверть российских регионов - доля месячной интернет-аудитории превысила рассчитанную для этих регионов оценку. Самыми показательными в этом отношении оказались Псковская и Ленинградская области, а также Северная Осетия. Месячная интернет-аудитория в этих субъектах РФ составляет около 50% жителей, тогда как в соответствии с расчетами значимые для развития Интернета параметры обеспечивают проникновение лишь на уровне около 43%. В регионах этой группы значимый рост доли пользователей возможен только при условии повышения уровня жизни и покупательской способности, развития широкополосного и беспроводного доступа в Интернет, проведении образовательных и информационных программ, повышающих осведомленность людей и компьютерную грамотность. В общей сложности на такие "перенасыщенные" регионы приходится порядка 30% населения РФ и около трети (33%) всех интернет-пользователей.
В третью группу вошел двадцать один регион, где потенциал развития Интернета далеко не исчерпан. Но инфраструктура этих краев и областей, человеческий капитал позволяют обеспечить проход Интернета в соответствии с рассчитанными для регионов оценками. Самый высокий потенциал развития - у республик Тыва и Мордовия, Тюменской и Иркутской областей: здесь доли месячной аудитории на пятнадцать процентов ниже нормативного уровня. Заметим, что даже если названные регионы "выберут" свой потенциал, то есть доли месячной аудитории достигнут рассчитанной для них оценки, прирост численности интернет-пользователей в абсолютном выражении, естественно, везде будет разным. Поскольку численность населения некоторых субъектов РФ не так высока, чтобы даже существенный рост давал значимое увеличение числа пользователей. Так что, если говорить об абсолютных значениях, наибольшим "весом" обладают Иркутская, Нижегородская и Тюменская области, в каждой из которых месячная аудитория Интернета для достижения нормативных показателей должна вырасти на 130-150 тыс. человек.
Общая численность взрослых россиян, которые в соответствии с общероссийскими тенденциями развития Интернета должны на данный момент войти в месячную аудиторию, но еще не относятся к ней, составляет около полутора миллионов человек. Это примерно 2,5% текущей месячной аудитории среди взрослого населения России.
Освоение разнообразных возможностей Сети, показатели "качественного" использования интернет-сервисов, по мнению Павла Лебедева, являются еще одним из важных параметров развития Интернета в регионах. Для анализа этих особенностей был разработан агрегированный индекс интенсивности пользования Интернетом. Показатели проникновения и индекс интенсивности пользования Интернетом связаны между собой: как правило, чем больше доля интернет-аудитории, тем выше уровень интернет-активности, и наоборот. Выделим четыре группы регионов.
В первую группу входят 15 субъектов РФ (на первых позициях - Москва и Санкт-Петербург). В этой группе высоки оба показателя: и доля пользователей, и индекс интернет-активности. Здесь доступный Интернет существует довольно давно, и аудитория отличается относительной "зрелостью" в плане использования интернет-практик. Вторую группу образуют Сахалинская и Томская области, Приморский край и еще 13 субъектов РФ. Здесь при относительно высоких показателях проникновения интернет-практик, использование которых свидетельствует о высокой пользовательской активности, не распространены. Многочисленная интернет-аудитория либо не имеет достаточного опыта в пользовании возможностями Сети, либо ограничена в интенсивности использования Интернета (доступ в Сеть есть, но он очень дорог и поэтому используется только для обеспечения базовых потребностей).
Третью группу составляют примерно 10 субъектов РФ. Показатели проникновения Интернета довольно скромные, а возможности Интернета при этом используются очень активно. В Ивановской области, Республике Марий Эл и ряде других регионов интернет-пользователи остаются немногочисленной "элитной группой".
Четвертая группа регионов - самая многочисленная: в нее входят около 30 субъектов РФ, включая Тамбовскую, Воронежскую области, Республику Мордовия. В этих регионах, по мнению социологов, следует прежде всего повышать долю интернет-пользователей - как посредством улучшения инфраструктуры и экономики, так и посредством наращивания социального капитала.