Минпромторг: В ближайшее время будет списано до 90 процентов существующего речного флота

Недавняя трагедия, произошедшая на Волге с теплоходом "Булгария", свидетельствует о том, что государству следует принимать уже не срочные, а экстренные меры по обновлению нашего флота.

По оценкам заместителя министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, в ближайшие пять-десять лет по причине устаревания может быть списано до 90% существующего речного флота. А это порядка 9 тыс. судов.

Для обновления флота потребуются колоссальные деньги, которых у пароходств нет. По данным гендиректора Московского речного пароходства Константина Анисимова, компания не может построить новое пассажирское судно, поскольку окупаемость каждого достигает 30-40 лет, что сравнимо со сроком его эксплуатации. Из-за этого вместо строительства новых транспортных средств идет процесс модернизации старых. Но стоимость переоборудования одного судна из-за дорогих кредитов обходится примерно в 200 млн рублей, а окупаемость даже таких проектов растягивается до десяти лет.

В Японии судовладельцам выдается кредит под 5% годовых, испанские предприятия обеспечиваются кредитами в размере 85% от строительной стоимости судна, в США - 87% на срок 25 лет. Правительства Японии и ФРГ предоставляют национальным верфям субсидии в размере 30% для компенсации разницы между затратами верфи и рыночными ценами судов, в Испании - до 19%, в Италии - до 13%.

По словам директора ЦНИИ им. Крылова академика Валентина Пашина, в нашей стране не существует системы кредитования строительства судов. Российские банки дают кредиты максимум на два года и минимум под 15-20% годовых, что делает экономически невыгодным строительство судов в России за счет кредитов российских банков. Если же использовать кредиты зарубежных банков, то, чтобы получить такой кредит, необходимо предоставить гарантии или государства, или признаваемых на Западе российских банков.

Кроме того, зарубежные банки предоставляют кредиты, связывая их с обязательным заказом на Западе судового комплектующего оборудования, обеспечивая таким образом работой собственную промышленность.

Другим важным фактором, препятствующим расширению строительства судов российскими судовладельцами на российских верфях, является непомерный налоговый пресс, приводящий к тому, что стоимость строящихся на российских верфях судов оказывается на 15-20% выше стоимости аналогичных судов, заказываемых за рубежом. Так, в 2001 году российским судовладельцам в виде дополнительных по отношению к мировой практике налогов на построенные в России суда пришлось выплатить 14 млн долларов при общем объеме реализации продукции транспортного и промыслового судостроения на внутреннем рынке в 120 млн.

Большие налоги и таможенные сборы на импортируемое судовое комплектующее оборудование привели к тому, что российские верфи с каждым годом вместо постройки полностью оборудованных судов все больше переходят на строительство голых корпусов. Если в 1999 году на российских верфях было построено всего 7 корпусов, то в 2001-м уже 44 корпуса, которые затем буксировались для последующей достройки и насыщения оборудованием на зарубежные верфи.

Судостроители очень надеются на законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства", который Госдума должна принять до конца года. Законопроектом создаются правовые и экономические условия, обеспечивающие стимулирование развития судостроительной отрасли, а также дополнительные экономические и правовые условия для регистрации судов под Государственным флагом РФ и стимулирование судовладельцев к размещению заказов на новые морские и речные суда на российских судостроительных предприятиях.

В частности, если он будет принят, срок окупаемости нового судна снизится до 12 лет с нынешних 20. Это именно тот срок возврата инвестиций, при котором судовладелец готов к размещению заказа на российской верфи. Доходы от каботажных перевозок судами, построенными в России после 1 января 2010 года, освобождаются от налога на прибыль. Кроме того, судоходные компании на 15 лет освобождаются от уплаты социальных взносов.

Судостроители получат налоговые и другие преференции. Например, компании, расположенные в особых экономических зонах, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и НДС, когда продают свою продукцию за пределами зоны и при ввозе туда комплектующих. Для резидентов зон увеличивается срок освобождения от уплаты налогов на землю и имущество с нынешних пяти лет до десяти. Продажа судов, построенных после 1 января 2010 года и внесенных в Российский международный реестр, освобождается от уплаты налога на прибыль. Все это позволит судостроителям инвестировать в модернизацию верфей, снижать себестоимость и увеличивать производительность.