Неожиданный осенний тур Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева по городам России (Краснодар, Сочи, Самара) завершился в столице Армении - Ереване. Но будет иметь продолжение.
Со следующего года в Краснодарском крае и Армении появятся новые музыкальные фестивали Валерия Гергиева и коллектива Мариинского театра. С такими предложениями к Гергиеву обратились президент Армении Серж Саргсян и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Гергиев не ответил отказом, хотя уже руководит десятью фестивалями в России, Европе и Израиле, а три недели назад был объявлен Почетным президентом знаменитого Эдинбургского фестиваля искусств, где Мариинка выступает уже двадцать лет. В этом сезоне труппа привозила в Эдинбург постановку оперы Рихарда Штрауса "Женщина без тени", вызвавшую фурор в прессе и публике. А после Шотландии, выступив в Петербурге и в Бухаресте, оркестр отправился в тур по городам России.
В Краснодаре Симфонический оркестр Мариинки появился по случаю празднования 74-летия образования края и один из трех своих концертов адресовал учащимся заведений искусств, собравшимся в Музыкальном театре имени Л. Гатова из тридцати районов Кубани. Гергиев выстроил программу для будущих музыкантов, не изменяя собственной традиции: без скидки на возраст и общедоступный популярный репертуар - симфонические сочинения Мусоргского, Римского-Корсакова, Десятая симфония Малера, почти не исполняющаяся на российских сценах. Вечером в том же зале прозвучала Четвертая симфония Малера. А в Сочи, в открытом Концертном зале "Фестивальный" на берегу Черного моря - симфонии Шостаковича и Чайковского. Как заметил маэстро, "это, конечно, не тот парковый репертуар, который можно обрушить на любую аудиторию в мире: сыграть, скажем, увертюру Чайковского "1812-й год" или вальсы Штрауса, и публика будет улыбаться и кричать "Браво!".
Подобные задачи Гергиеву, естественно, неинтересны. Он исполняет культуртрегерскую миссию. И если во всем мире суть ее выражается в популяризации произведений русской музыки, то в России приходится и вовсе начинать с "азов" - восстанавливать и создавать утраченные связи с собственной музыкальной традицией.
И здесь скрещивается множество проблем, о которых шла речь на встречах маэстро с журналистами и руководством городов во время гастрольного тура: "Я все-таки разделяю понятие культуры от "энтертеймент" - развлечения. Наш приезд в города обнаруживает огромные проблемы, о которых надо говорить на всю страну. Весной мы были в Смоленске, на родине Глинки, где оказалась трагическая ситуация с музыкальным училищем. В тяжелом положении находятся и другие учебные заведения искусств в стране, крупнейшие консерватории. В этом году мы не получили ни одного виолончелиста в финале Конкурса Чайковского. Где наши лауреаты, где наши молодые певцы? Это та же ситуация, что и в Ванкувере".
Другим, чисто российским, акцентом Гергиева остается проблема строительства современных концертных залов в России. Даже в Сочи, где в круглосуточном режиме идет возведение объектов к Олимпиаде - тоннелей, гостиниц, трамплинов, фуникулеров, - культурная инфраструктура практически не развивается. Для оркестра Мариинки, выступавшего в открытом "Фестивальном" зале, пришлось буквально на ходу натягивать тент от палящего солнца, чтобы не испортить коллекционные инструменты. Хотя нельзя не отметить, что в крае безразличия к культурной тематике нет и здесь готовы развивать крупные проекты в сфере искусства.
На этот раз в сочинской афише имя Гергиева и Мариинкого оркестра соседствовало с богатым списком традиционных гастролеров - от Владимира Винокура и Киркорова до Кубанского казачьего хора. Однако Первая симфония Шостаковича собрала в летнем зале аншлаг: ни одного свободного билета перед концертом. В публике - сосредоточенная тишина. Медитативный звук оркестра, набирающий светлую печальную энергию и страшно взрывающийся в форте труб и тромбонов, пронзительные соло скрипки и виолончели, сменяющиеся нарастанием почти тотемной энергии, легкость и громадность одновременно - это контуры уже хорошо известной в мире интерпретации Мариинским оркестром Первой симфонии Шостаковича, отмеченной номинацией Грэмми. В Сочи оркестр исполнял также Вторую симфонию Чайковского и свою фирменную "Жар-птицу" Стравинского с ее эффектами звуковых прозрачностей и "туманов", "взмахов" струнных и какого-то особенно жуткого "костяного" Кащеева пляса.
"Сочи когда-то был нашей летней культурной столицей, - заметил Гергиев. - Я приезжал сюда 1979 году с оркестром Вероники Дударовой, играл Чайковского, Бизе. Народу всегда было битком. И сейчас я вижу, что город нуждается не только в мультифункциональном комплексе, который останется после Олимпиады, но и в том, что еще украсит жизнь людей. Могу привести в пример Саппоро - высокогорный район с прохладным, свежим климатом. Там сегодня проходит самый лучший в Азии музыкальный фестиваль с акцентом на молодежь. И мне кажется, что и у нас стоило бы подумать, как, вместо того чтобы зазывать богатых поп-звезд заработать еще по полмиллиона, полезнее для России было бы выступать здесь молодежным оркестрам, ансамблям, певцам, балетным артистам. Это - наше будущее. Именно в таком плане я вижу перспективу, в том числе и нового музыкального фестиваля в Краснодарском крае. Это и молодые музыканты, и новые залы, и разные направления: Краснодар, Сочи, Анапа, Геленджик. В курортном Баден-Бадене, например, построили Фестивальный дворец, и теперь туда на концерты съезжается публика из разных городов Германии, Франции, Италии. Небольшой курортный город стал настоящим культурным центром Европы. А почему наш крупнейший российский курорт Сочи не заслуживает такой судьбы?"