В четвертый раз в Самаре Валерий Гергиев с коллективом Мариинского театра провел музыкальный фестиваль "Мстиславу Ростроповичу".
Двухдневный визит Валерия Гергиева с оркестром Мариинки в Самару продолжил традицию концертов, задуманных маэстро в память о великом музыканте Мстиславе Ростроповиче. Гергиев пояснил, почему именно в Самаре решил проводить фестиваль: "Я не смог быть на похоронах Мстислава Ростроповича, специально полетел в Париж на несколько часов, чтобы просто посидеть с Галиной Павловной, повспоминать, и предложил тогда проводить фестиваль памяти Мстислава Ростроповича. Галина Павловна согласилась. Я сразу сказал, что это будет не в Москве, потому что Ростропович после своего возвращения в Россию отказался играть в Москве. Выбрал Самару, и мы с большим удовольствием теперь возвращаемся сюда". За годы существования фестиваля с Гергиевым и оркестром Мариинского театра в Самаре выступили Анне-Софи Муттер (скрипка) и Татьяна Васильева (виолончель), Ольга Бородина (меццо-сопрано) и Игнат Солженицын (фортепиано), брасс-ансамбль и хор Мариинки. Приезжали София Губайдулина, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Наталья Солженицына. В нынешней программе принимали участие Ольга Бородина, Злата Булычева (меццо-сопрано), лауреат XIV конкурса Чайковского Иван Каризна (виолончель). В трех концертах-посвящениях, один из которых был благотворительным, прозвучали Третья и Десятая симфонии Малера, Шестая симфония и Вариации на тему рококо Чайковского, "Шехеразада" Римского-Корсакова, Увертюра к "Лоэнгрину" Вагнера, романсы Георгия Свиридова. Мастерство оркестра публика оценивала стоячими овациями.
Еще в прошлом году фестиваль сменил свой самарский адрес: перешел с филармонической сцены в Театр оперы и балета, красиво презентовав обновленное после реконструкции здание. Нынешний директор театра Наталья Глухова, также перешедшая из филармонии, подчеркнула, что с Самарой у Мстислава Ростроповича были давние творческие связи не только концертные, но и театральные. В 90-е годы, вернувшись из эмиграции, он поставил здесь мировую премьеру оперы Сергея Слонимского "Видения Иоанна Грозного", ставшую крупнейшим событием для культурной России. Так что закрепившаяся теперь за фестивалем театральная площадка, вероятно, повлияет и на его жанровый формат. Тем более что в фестивальные дни обрисовался новый проект, предполагающий гастроли в Самаре оперных и балетных спектаклей Мариинки, обмен солистами, выступления мировых звезд.
Ярчайшая из них - Ольга Бородина - уже во второй раз приняла участие в фестивале "Мстиславу Ростроповичу", исполнив составленный ею мини-цикл романсов Георгия Свиридова на стихи Пушкина и Есенина. Оркестровку романсов специально для Бородиной сделал Павел Смелков. Исполнение Ольги Бородиной, как всегда, поразило глубиной и подлинностью тона, огромным внутренним масштабом камерных миниатюр, красотой светящегося звука. Сама певица заметила: "Мы были знакомы со Свиридовым. Он подписал мне сборник "Отчалившая Русь". Но у нас так и не сложилось с ним поработать: он хотел, чтобы я приехала в Москву и он лично учил со мной романсы. А я была очень занята. Сейчас жалею, что упустила этот момент. Теперь я сама выбрала то, что мне нравится, что ложится на сердце, на душу, на голос". Эта интонация "сердца и души" и определила главный тон фестиваля "Мстиславу Ростроповичу".