В субботу Москву с рабочим визитом посетит президент Украины Виктор Янукович.
На встрече со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым он рассчитывает разрешить очередной газовый спор с Россией. И сделать это так, чтобы в будущем подобные споры не возникали.
Задача перед Януковичем стоит во всех отношениях сложная. После обещаний подать на Россию в Стокгольмский международный арбитраж, ликвидировать "Нафтогаз" и не платить по его долгам, законсервировать или вообще демонтировать украинскую газотранспортную систему (ГТС), пространства для маневра у главы Украины практически не осталось. Тем более что пока в Киеве генерировались громкие заявления, свидетельствующие скорее о царящей в украинских верхах панике, "Газпром" подписал с европейскими коллегами акционерное соглашение по проекту газопровода "Южный поток", значительно снизив тем самым стоимость украинской "трубы" и оставив ее фактических владельцев без переговорных козырей.
Похоже, именно эту трубу, точнее, предложение о совместном владении ею, Янукович привезет в Москву. "Учитывая заинтересованность и России, и Украины, и Европы в стабильности поставок газа, мы просто обречены вместе с Россией решить этот вопрос. Это объединение наших усилий в поставках энергоносителей в Европу, это возможность для Украины получить определенные гарантии транспортировки газа и нефти. Ну и вечный вопрос цены: как нам строить в будущем партнерские отношения", - в таких словах Янукович, находящийся в Нью-Йорке, анонсировал свой визит в Москву. Иными словами, Янукович намекнул на совместное использование украинских транзитных мощностей. Примечательно, что перед этим США отказались участвовать в "спящем" проекте трехлетней давности, так называемой Донорской группе по модернизации украинской ГТС, в рамках которой Украина должна была получить от США 800 миллионов долларов.
Об идее трехстороннего консорциума по модернизации и дальнейшей эксплуатации украинской ГТС, бывшего советского газопровода "Уренгой - Помары - Ужгород", в Киеве говорят не первый год. Именно трехсторонний консорциум анонсировали в последние дни украинские чиновники - от премьера Николая Азарова до министра ТЭК Юрия Бойко. Неназванные источники, близкие к украинским переговорщикам, даже озвучили в местных СМИ пропорцию - по 33 процента России и ЕС и 34 процента Украине. Впрочем, в "Газпроме" официально высказали скепсис по поводу этого "тройственного" союза, предложив иное распределение - 50 на 50. Не нашло понимания и недавнее предложение Януковича построить "Южный поток" не по дну Черного моря, а по суше, опять же - через Украину. Похоже, что Киеву придется вернуться к двустороннему формату сотрудничества, тем более что опыт есть: впервые российско-украинский газовый консорциум был создан при Леониде Кучме, в 2003 году. Тогда проект не был реализован как по политическим, так и по экономическим причинам.
Впрочем, на Украине озвучиваются порой самые экзотические сценарии будущих переговоров, в том числе людьми, далекими от энергетики. К примеру, один из лидеров крымских татар Мустафа Джемилев уверен, что Янукович будет говорить о повышении стоимости аренды Черноморского флота, за счет которой будут покрываться "газовые" издержки.
К мысли, что ГТС придется делиться, на Украине, похоже, пришло большинство экспертов. Вопрос только в схемах раздела. "Добыча газа, распределение, транзит рано или поздно будут отданы на Украине в частные руки. Закон об изменении формы собственности в этой отрасли существует, и в любой момент он может быть принят Радой. Поэтому Украина может предложить России создать акционерные общества на базе украинских энергетических предприятий как с частным, так и с государственным капиталом. Это бизнес-логика, которая снимет тонкие политические моменты", - такое предположение сделал в разговоре с "РГ" украинский политолог Виктор Небоженко.
Алексей Урин, руководитель группы экономической политики посольства РФ на Украине:
- Мы ожидаем, что состоится серьезный, именно экономический разговор. Но предвосхищать события в таких случаях не принято. Отмечу только, что консорциум, объединяющий поставщика и транспортера, - это в первую очередь интерес Украины. Сейчас строятся новые газопроводы в Европу, сами европейцы развивают энергосберегающие технологии и увлечены альтернативными источниками получения этой энергии. Это тенденция. В такой ситуации Украина как никто заинтересована в гарантиях максимальной и долгосрочной загрузки своей ГТС, это ее доход, как транзитера. И здесь без России украинским коллегам почти невозможно обойтись.