Менее трех месяцев осталось депутатам до окончания осенней сессии. Какие налоговые законопроекты в приоритетном порядке намерены рассмотреть законодатели в оставшиеся дни, "РБГ" попросила рассказать председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрия Васильева.
- Юрий Викторович, времени на законотворческую работу осталось крайне мало, но все же какие законопроекты будут обсуждаться в комитете в осеннюю сессию?
- Да, вы правы. Времени остается мало, пятая Госдума вышла на финишную прямую. Нынешняя сессия будет сокращенной - менее трех месяцев депутатам отводится на законотворчество. Тем не менее план законодательной работы у нас утвержден.
В сентябре, на первом заседании комитета, был рассмотрен ко второму чтению законопроект "О внесении изменений в ст. 251 части второй НК РФ", который предполагает включение в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы на прибыль организаций, доходов в виде средств собственников помещений многоквартирных домов, поступающих на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
В ближайшее время комитет рассмотрит законопроект "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который ужесточит меры административного контроля в игорном бизнесе.
Авторы настоящего законопроекта полагают, что наряду с совершенствованием мер государственного регулирования игорного бизнеса назрела необходимость модернизации соответствующей части налогового законодательства.
На сегодня объективно сложились экономические предпосылки для отнесения пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов к числу объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Структура функционирования игорных заведений данного вида в России, как и во всем мире, строится по сетевому принципу, когда организатор азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе располагает головным офисом и рядом обособленных подразделений. В головном офисе размещается персонал, формирующий перечень событий и условия пари, касса букмекерской конторы или касса тотализатора, и специальное оборудование, обеспечивающее ведение учета ставок, фиксацию факта наступления события, являющегося условием пари, и определение сумм выигрышей участников игр. В обособленных подразделениях, именуемых пунктами приема ставок, участники игр выбирают событие, исход которого является предметом пари, передают организатору денежные средства в качестве ставок и получают выигрыши.
Применительно к деятельности букмекерских контор и тотализаторов действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации рассматривает в качестве объекта налогообложения кассу букмекерской конторы и кассу тотализатора, под которыми понимается специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате (статья 364). Как правило, каждый из организаторов букмекерской конторы или тотализатора имеет лишь одно место, отвечающее названному понятию объекта налогообложения, и уплачивает соответствующий налог с одного-единственного объекта.
Пункты приема ставок к объектам налогообложения не относятся. Вместе с тем их количество является одним из критериев оценки масштаба деятельности организатора азартных игр, поскольку число заключаемых пари и возможность получения организатором дохода от результатов каждого из таких соглашений находятся в прямой зависимости от количества мест, в которых игрокам предлагается сделать ставку.
В результате в настоящее время налоговая нагрузка организатора азартных игр, располагающего одним пунктом приема ставок, не идентична налоговой нагрузке организатора, располагающего сотней пунктов. При этом финансовые результаты последнего ввиду большего числа заключаемых пари существенно выше, чем у первого.
Более того, расширение сети пунктов и соответствующее ему увеличение доходов организатора игр не приводит в отличие от плательщиков других видов налогов к соответствующему увеличению налоговых платежей. В данном случае организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах оказываются в привилегированном положении по сравнению с плательщиками других видов налогов, что вступает в конфликт с общими принципами равенства и справедливости налогообложения.
Максимальный размер ставки налога на игорный бизнес, применяемой к пунктам приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, предлагается установить на уровне 7000 рублей, что представляется экономически обоснованным, учитывая характер деятельности пункта приема ставок и экспертные оценки о среднем показателе выручки, поступающей в букмекерскую контору из одного пункта. Конкретные ставки налога будут определяться органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемый законопроект предусматривает следующее:
- введение понятий "пункт приема ставок тотализатора" и "пункт приема ставок букмекерской конторы" и отнесение их к числу объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;
- установление предельных размеров ставок налога на игорный бизнес применительно к пунктам приема ставок букмекерской конторы и пунктам приема ставок тотализатора в размере от 5000 до 7000 рублей.
Принятие предлагаемых изменений будет способствовать реализации принципов всеобщности и равенства налогообложения, единообразному пониманию норм закона субъектами регулируемых правоотношений и увеличит налоговые поступления в бюджеты субъектов РФ.
- Ожидаются ли новые законодательные инициативы до конца года?
- Несомненно. В частности, недавно поступил законопроект "О внесении изменений в ст.193 части второй Налогового кодекса РФ", который проиндексирует ставки акцизов на подакцизную продукцию в период 2012-2014 годов. Ставки акцизов увеличиваются с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Опережающими темпами по сравнению с другими товарами проиндексированы ставки акцизов на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы (более чем в три раза за период с 2011 до 2014 года). С 2012-го для данных товаров устанавливается единая ставка акциза. Ставки акцизов на слабоалкогольную продукцию увеличатся в 2014 году по сравнению с нынешним годом в 2,2 раза, на вина натуральные - на 60 процентов, на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% - на 80 процентов. Эти меры позволят не только повысить уровень доходов в бюджет (в 2012 году ожидается 18,5 млрд рублей в консолидированный бюджет РФ, в 2013-м - 132,3 млрд руб., в 2014-м - свыше 300 млрд руб.), но и поможет снизить уровень злоупотребления алкоголем среди населения и внесет свой профилактический вклад в борьбу с курением.
В Бюджетном послании президента страны особое внимание уделено реформированию налоговой системы в стране. Именно налоговые новации помогут изыскать дополнительные средства в бюджет, чтобы решить экономические задачи и выполнить все социальные обязательства государства. Из двенадцати системных мер, предложенных президентом, особый упор делается на налоговые рычаги в экономике. Речь идет о реформировании налоговой системы, где налоги выступают как инструмент для бюджетной стабильности, регулируя нагрузку в различных отраслях экономики. К примеру, увеличивая рост налоговой нагрузки на газовую, а также на алкогольную и табачную отрасли, правительство в то же время снижает налоговое бремя на малый бизнес и на предприятия, где используются инновационные технологии.
- Изменятся ли налоговые спецрежимы с нового года, я имею в виду введение УСН и ЕНВД?
- Упрощенка уже действует сегодня во многих сферах. Что касается замены ЕНВД, то это зависит от вступления в силу закона о патентном налогообложении. Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", где прописывается патентное налогообложение. Планируется выделить в отдельную главу НК РФ "Патентная система налогообложения" упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. Перечень специальных налоговых режимов дополнится подпунктом 5 "патентная система налогообложения", и с 1 января 2014 г. из него будет исключен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В целом же авторы законопроекта уверены в том, что он послужит стимулированию развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. Предпринимателям не нужно будет отчитываться в налоговых органах, но при этом они обязаны вести учет доходов в учетной книге, которая представляется в налоговые ведомства в течение 10 дней после окончания налогового периода. Также развитие патентной системы налогообложения освободит бизнесменов от уплаты других видов налога на доходы. Законопроект относится к числу сложных и спорных. О нем много говорили и спорили и продолжают спорить. Одни его хвалят, другие ругают. Видимо, момент истины наступит, когда он заработает на практике. И тогда станет ясно, где и что надо поправить и изменить в соответствующих поправках к закону. Практика сильнее и богаче любой теории, потому что жизнь сложна и многообразна, и ее трудно полностью уместить в том или ином нормативе. Все ее нюансы невозможно сразу предусмотреть в законодательном документе. Я думаю, что законопроект нуждается в дальнейшей проработке ко второму чтению. Постараемся успеть его подготовить ко второму чтению, но времени, как я говорил, остается мало.