В Москве стартовал 17 международный Конгресс по спортивному праву. Более ста специалистов из тридцати стран приехали в Россию обсудить правила честной игры на мировой спортивной арене. География стран обширна: от Мексики до Ирана. Цель глобальна - утвердить положение Международной конституционной спортивной хартии и представить ее на рассмотрение в Организацию Объединенных Наций. Об основных темах и ожидаемых результатах конгресса в интервью "РГ" рассказал один из его организаторов, заведующий кафедрой спортивного права МГЮА имени О.Е. Кутафина Денис Рогачев.
РГ: Денис Игоревич, съезды ассоциации проходили по всему миру: в Сеуле и Мехико, Йоханессбурге и Нью-Йорке, Монтевидео и Тегеране и во многих других городах. Право провести семнадцатый конгресс впервые получила Москва. Каковы предпосылки?
Денис Рогачев: На это есть ряд причин. Россия в ближайшем будущем станет организатором многих спортивных соревнований мирового масштаба. Это и чемпионат по легкой атлетике 2013 года, и Универсиада в Казани, и Олимпийские игры в Сочи, и, наконец, чемпионаты мира по хоккею в 16-м году и по футболу в 18-м. Необходимо выслушать мнение зарубежных коллег, изучить их опыт организации международных соревнований, понять, какие изменения необходимо внести в законы, для того чтобы не ударить в грязь лицом. Кроме того, ситуация с поддержкой детско-юношеского спорта или ситуация с защитой прав спортсменов во многих других странах, к сожалению, лучше, чем в России. Очень любопытно послушать, как разрешают споры в спорте за рубежом. Есть ли национальная система разрешения спортивных споров, порассуждать о борьбе с допингом, о том, как Европа пытается унифицировать свое законодательство в сфере спортивного права. В общем, нам есть чему поучиться.
РГ: Центральная тема конгресса - утверждение международной спортивной хартии. Что это за документ, в чем его важность и уникальность?
Рогачев: Принципы, провозглашенные в Международной спортивной хартии необходимо раскрыть как зонтик над всей планетой. Это свод правил, регламентирующих все, что связано со спортом, включая деятельность вовлеченных в него людей - тренеров, спортсменов, агентов, болельщиков, а также различных организаций, задействованных в проведении спортивных соревнований. Хартия призвана стать правовой основой международного спорта и соревнований. Есть множество сфер человеческой жизнедеятельности, например социальная защита, трудовые права, безопасность, борьба с коррупцией, по каждой из которых утверждена система определенных юридических норм, принципов, зафиксированных в виде международных документов в рамках ООН. Они обязывают суверенные государства приводить свое законодательство в некое соответствие, некую унификацию. По спорту же нет ни одного комплексного нормативного акта международного уровня, обязательного при этом к исполнению.
РГ: В чем же причина подобного невнимания мирового сообщества к спорту?
Рогачев: Это связано с тем, что в 20 веке развитие спорта носило автономный характер. Спортом управляли независимые негосударственные федерации, такие, как ФИФА или международная федерация легкой атлетики. Сейчас назрела необходимость участия государства в создании эффективной системы правового регулирования. В этом заинтересованы обе стороны. Спорт в том, чтобы государство проявило и финансовый, и регулятивный интерес. А государство пришло к пониманию, что необходимо регулировать общественные отношения миллионов людей, которые вовлечены в спорт, что необходимо решать на международном уровне и вопросы безопасности зрителей, которые приходят на стадионы, и вопросы бизнес процессов, протекающих в спорте - налогообложения и финансового контроля, и многие другие.
Пришло время сказать всем членам мирового сообщества, что есть некие выработанные общие подходы. Например, признание того, что должна быть особая поддержка детско-юношеского спорта и детско-юношеских соревнований, что нужна защита прав спортсменов, поддержка их профсоюзов.
РГ: Да, но детский спорт и спортивные профсоюзы, пусть не во всех странах и не на должном уровне, но существуют. А какие на ваш взгляд основные новации содержит документ.
Рогачев: Один из важнейших вопросов хартии - предоставление налоговых льгот по детско-юношескому спорту, а также эксплуатации спортивных учреждений. Также мы предлагаем закрепить обязанность всех стран внести в уголовное законодательство ответственность за договорные матчи (не обязательно в связи с подкупом) и за нарушение мер безопасности в местах проведения соревнований. Отдельная статья посвящена волонтерскому движению в спорте. Кроме того, мы предлагаем государствам - будущим участникам хартии регулировать агентскую деятельность в спорте, в том числе ограничивать размеры вознаграждения агентов, особенно в отношении несовершеннолетних спортсменов.
РГ: В каждой стране существует своя система управления спортом. Ваш документ претендует на применение изложенных в нем правил всем мировым сообществом, ну или большей его частью. Выполнима ли миссия?
Рогачев: Все принципы и правила сформулированы в положениях хартии так, чтобы не раздражать государства. Мы надеемся на содействие в ООН, претендуем на планетарный масштаб, поскольку в документе сформулированы достаточно комфортные нормы для всех стран. Хартия рассчитана как на Францию, так и, например, на Монголию или Перу, которые могут не обладать серьезными ресурсами для развития спорта. В документе сформулированы статьи, которые позволят таким странам начать работу в данном направлении и иметь минимальный стандарт участия государства в области спорта в целях его развития.
РГ: Помимо Хартии участники конгресса будут обсуждать создание международного центра защиты спортсменов и тренеров. Расскажите о центре и его основных функциях.
Рогачев: В настоящее время существует большое количество антидопинговых агентств (ВАДА, Российское антидопинговое агентство), дисциплинарных органов спортивных федераций, которые наказывают, дисквалифицируют спортсменов за различные нарушения. А вот центра, который мог бы достойно представлять интересы спортсменов в этих органах нет. Сейчас защитой спортсменов занимаются частные адвокатские конторы. Но специалистов в области спортивного права, например, в России, можно сосчитать по пальцам. Это юристы, которые минимум десятилетие посвятили регулированию спортивных отношений. Они знакомы с текущей судебной практикой, причем как российской, так и Лозаннского спортивного суда и готовы делиться опытом. Для того чтобы их знания не утекли в песок, и появилась идея создать при поддержке государств международный центр, который бы оказывал квалифицированную помощь спортсменам, в котором бы аккумулировалась судебная практика, связанная со спортивным правом, который мог бы оказать помощь на любом крупном соревновании и представлять интересы спортсменов в органах разрешения конфликтов в спорте.
РГ: А как, на Ваш взгляд, сейчас обстоят дела с защитой прав спортсменов в России?
Рогачев: Российские спортсмены особенно нуждаются в создании такого центра. Профсоюзное спортивное движение как в России, так и за рубежом оставляет желать лучшего. Но Россия в этом вопросе очень отстает. Это беда отечественного спорта. В этой связи создание центра поддержки спортсменов для России очень актуально. Может быть, даже более актуально, чем для других стран.
РГ: Российский закон о спорте не редактировался с 2007 года. Какие новшества планируется ввести в отечественное законодательство в преддверии грядущих мировых чемпионатов?
Рогачев: Был серьезный пакет поправок по борьбе с допингом. А сейчас в Госдуму внесено три законопроекта, которые окажут существенное влияние на развитие спорта. Это новая глава закона о спорте по спортивной подготовке детей, все, что касается спортивных школ в России. Второй законопроект новая редакция статей в законе о спорте, связанная со спортивными федерациями. Это в основном нагрузка спортивных федераций дополнительными обязанностями. Например, обязанность проведения детско-юношеских соревнований. Третий закон об административной ответственности тренеров и врачей за допинговые препараты, которые они назначают спортсменам. Сейчас мы их наказываем спортивными санкциями. Законопроект предлагает передать полномочия надзора Госнаркоконтролю. Также мы предлагаем отстранять от работы в спорте людей, которые будут замешаны в допинговых скандалах. В ближайшие месяцы будет вынесен на рассмотрение законопроект о проведении чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации.