На этой неделе в Самарской области пройдет II Межрегиональный конгресс руководителей предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Основная цель форума - установление открытых отношений власти и бизнеса, оказание содействия предпринимателям и руководителям профильных компаний.
Стоит задача расширить межрегиональные торгово-экономические связи. Планируется подписание совместных документов о сотрудничестве, а также проведение "круглых столов" по вопросам развития торгового пространства.
Еще лет 10-15 назад регионы Поволжья вели друг с другом "торговые войны", на официальном ж уровне декларировались задачи защиты внутреннего рынка от продукции соседей - зачастую более дешевой и качественной. Объяснялся этот изоляционизм стремлением защитить местного производителя и заботой о пополнении регионального бюджета.
Сегодня тема перестала быть актуальной: значительная доля розничного рынка перешла к федеральным торговым сетям. Их руководство само определяет политику оптовых закупок: иногда даже с учетом транспортных расходов привезти продукты из сопредельного региона дешевле, чем приобрести их на пищевом комбинате, расположенном на противоположной от гипермаркета стороне улицы. Впрочем, сетевики все же стараются расширять ассортимент продукции локальных производителей на своих прилавках.
- Продовольственные товары, произведенные в нашей области, в магазинах торговых сетей региона сейчас занимают 55 процентов общего объема продаваемой продукции, - констатирует нижегородский губернатор Валерий Шанцев.
Власти регионов, постепенно налаживая отношения с торговыми сетями, прекрасно осознают, что влиять на централизованную торговую организацию проще.
- Чтобы избежать резкого повышения цен после прошлогоднего неурожая, правительство Башкортостана разработало специальную программу, предусматривающую, в частности, заключение соглашений между властями и сетевыми федеральными организациями, - свидетельствует председатель Торгово-промышленной палаты РБ Юрий Пустовгаров.
По данным Росстата, в ПФО сектор сетевой розничной торговли не прекращал роста даже в период кризиса. В большинстве регионов сети занимают около половины продуктового рынка. Сейчас идет активное освоение поволжских городов федеральными и международными сетями других типов - строительных, мебельных, бытовой электроники. Еще одна характерная тенденция - если раньше сети состояли из магазинов единого формата, то теперь в угоду экспансии их владельцы от моноформатности решили отказаться. Одна из федеральных сетей, торгующих продуктами питания, традиционно открывала в регионах собственные гипермаркеты. Однако в 2009-2011 годах, когда локальные торговцы испытывали трудности, начала скупать и магазины, расположенные во встроенных в жилые дома помещениях.
Тем не менее, по данным агентства INFOLine, пока больше половины крупнейших отечественных торговых сетей представляют регионы. При этом в некоторых сегментах - стройматериалы, товары для дома, компьютерная техника и фармация - выручка региональных операторов выше, чем у федеральных. По мнению генерального директора агентства Михаила Бурмистрова, для региональных сетей прямая ценовая конкуренция гибельна и потому в качестве стратегии развития они выбирают повышение качества обслуживания. Кроме того, их связи с местными производителями традиционно намного лучше.