Несмотря на значительные успехи этого года в зерновом производстве и внушительных показателей прошлых лет по птицеводству и свиноводству, Россия до сих пор остается импортозависимой страной. Вчера на заседании правления "Меркурий-клуба", посвященном проблемам повышения эффективности агропромышленного комплекса, президент клуба и академик РАН Евгений Примаков сообщил, что "страна находится в зоне опасности, если доля импорта продовольствия превышает 25 процентов".
Решение этой проблемы невозможно за счет полной отмены импорта или введения жестких ограничительных мер. По мнению Примакова, сократить присутствие зарубежной еды на российских прилавках можно, во-первых, за счет повышения качества продукции отечественного АПК. То есть покупатели должны сами рублем голосовать только за российское мясо, молоко, сыр.
Во-вторых, снизить импорт можно за счет увеличения экспорта. В этой связи участники дискуссии отметили необходимость продажи зерна. Без экспорта, который, кстати, в текущем сельскохозяйственном году ожидается на уровне 23 миллионов тонн, невозможно увеличение доходов сельхозпроизводителей до уровня, который позволил бы действительно модернизировать сельское хозяйство.
Однако, по мнению Евгения Примакова, зерновой экспорт сталкивается с рядом проблем. В первую очередь наметился явный кризис перепроизводства. Всю весну аграрии юга трубили об излишках, и во многом это повлияло на решение правительства о возобновлении экспорта. Сейчас на переизбыток продовольственного сырья жалуются уже крестьяне Сибири. Его негде хранить, да и по-хорошему вывезти не получается. То тарифы не перевозку высокие, то заторы на железной дороге.
"Мы явно отстаем со строительством линейных, портовых, а также небольших хранилищ зерна для малых форм хозяйствования. Я имею в виду линейные и портовые элеваторы. Почему бы не предоставить государственные льготы строительным компаниям, занятым созданием инфраструктуры увеличивающей мощности по хранению зерна на Юге, в Сибири, на Дальнем Востоке?" - недоумевал Евгений Примаков.
По его мнению, можно было раз и навсегда решить вопросы о тарифах на перевозку зерна в порты. "Эта тема поднимается из года в год. Почему нельзя без битвы за снижение тарифов решить этот вопрос на постоянной основе?" - удивился академик РАН.
Ответом на вопросы экспертов, касающихся, кстати, не только экспорта зерна, но и сокращения разрыва между городом и деревней, должна стать госпрограмма развития сельского хозяйства. Ее проект, рассчитанный на 2013-2020 годы сейчас активно обсуждает общественность и СМИ. Замминистра сельского хозяйства Илья Шестаков признал, что пока действительно слабо развита инфраструктура для продовольственного экспорта, на 60-70 процентов изношены многие перерабатывающие мощности.
"Поэтому мы будем продолжать строительство как портовых элеваторов, так и линейных, особое внимание мы уделяем развитию речных элеваторов. С теми проблемами, которые есть сейчас на железной дороге, развитие речных перевозок зерна является наиболее актуальным и наиболее эффективным", - рассказал заместитель главы минсельхоза. Кроме того, он сообщил, что в планах есть строительство и так называемых узловых элеваторов.