Порядок передачи земель и объектов минобороны в собственность республиканских, краевых, областных и муниципальных властей может значительно упроститься.
На это направлен законопроект, который Госдума приняла в первом чтении.
Речь там идет о корректировке Земельного кодекса РФ. Сейчас процедура госрегистрации недвижимого имущества затянута. А еще проблемы военным создает отсутствие кадастрового учета на ведомственные земельные участки и расположенные там здания минобороны.
Очень часто сложности возникают там, где, по идее, их быть не должно. Скажем, военные построили на своей площадке несколько жилых домов. Радость новоселья жильцам тут же омрачает известие: с въездом в квартиры придется повременить, поскольку дом не принят в эксплуатацию коммунальщиками. Что толку от крыши над головой, когда в комнатах нет тепла и света и лифты не работают. А все потому, что существующие де-факто права минобороны на землю и здания надо прежде оформить де-юре. И лишь затем передать все это хозяйство на баланс местных коммунальщиков.
Жилья для действующих и бывших служивых сегодня по всей стране возводят миллионы квадратных метров. И каждое здание и каждый участок ждет эта непростая, длительная и весьма дорогостоящая процедура.
По словам вице-премьера Дмитрия Козака, она может обойтись оборонному ведомству в 17 миллиардов рублей. Эти цифры заместитель председателя правительства приводил на недавнем совещании, которое президент Дмитрий Медведев провел в подмосковном Звенигороде. Нетрудно подсчитать, сколько дополнительных квартир для отставных майоров и полковников можно приобрести на эти деньги.
О проблемах с регистрацией и передачей ведомственной недвижимости не раз говорил и министр обороны Анатолий Сердюков. Более тысячи ведомственных объектов Вооруженные силы уже сняли со своего баланса. Однако необходимость предварительного оформления технической и кадастровой документации, морока с узакониванием прав собственности серьезно затягивает этот процесс.
Другая головная боль военных - требование муниципальных чиновников непременно делать капитальный или текущий ремонт в освобождаемых военных городках. На это тоже нужны немалые средства. Вот почему министр обороны просил президента содействовать передаче ведомственного недвижимого имущества без предварительной регистрации прав собственности на него и ускорить проработку вопроса о целевом финансировании муниципалитетов, принимающих "наследство" минобороны.
Это обращение военных не осталось без внимания и президента, и законодателей. Во всяком случае, инициатива депутатов выглядит очень своевременной. Какие поправки в Земельный кодекс они инициируют? Предложения сводятся к двум основным пунктам. Первое - допустить передачу армейской недвижимости, даже если право федеральной собственности на нее не зарегистрировано. И одновременно разрешить оформление прав на нее новому хозяину в лице республиканских, краевых, областных и муниципальных властей.
Второе - когда дома для военных уже готовы, но земля под ними еще не поставлена на кадастровый учет, передавать на баланс местных властей лишь постройки.
Еще две позиции законопроекта связаны с определением даты возникновения права собственности муниципалитетов на военную землю. По мнению авторов документа, когда дом сдан, а строительная площадка под ним уже фигурирует в кадастровой ведомости, владение землей у нового хозяина должно начинаться с момента регистрации его прав собственности на здание. Если участок под постройкой еще не оформлен, то его собственником муниципалитет станет после окончания процедуры оформления кадастрового учета.