У нас с Эдиком странные отношения. У него тяжелый характер, он невероятно обидчивый, подозрительный, но в то же время человек очень творческий.
Я его уважаю и даже люблю. Хотя он считает, что я должен его не просто не любить, но ненавидеть, потому что он, по его мнению, занимал мое место: сначала в "молодежке" - вроде бы я должен был быть главным редактором, но в силу своего происхождения не мог, потом в ВГТРК. При этом я много раз говорил ему, что не хочу быть первым, мне не нравится ходить к руководству. Мы не можем вместе работать, но прекрасно друг к другу относимся и дружим семьями.
Эдик Сагалаев пришел в ЦК комсомола, когда отправляли первые студенческие отряды на БАМ. А мне надо было снять интервью. Я заехал в отдел агитации ЦК, спросил, кто будет заниматься проводами. Мне говорят: "Вот новый парень, из Самарканда". Поскольку у меня отношения с ЦК комсомола всегда были очень хорошими, я рассчитывал на содействие. Объясняю новенькому: мне нужно взять интервью и поэтому я прошу, чтобы после митинга ребята сразу не расходились. Глядя на меня с полным пренебрежением - стоит перед ним, работником ЦК, какой-то журналистишка, он произносит:
- Это не соответствует планам церемонии. Поэтому подстраивайтесь.
- Мы не сможем подстроиться, - возражаю я.
- Сможете. Идите, - начальственным тоном говорит он мне.
Потрясенный таким обращением, я сказал: "Да пошел ты..."
Потом мои знакомые ребята из комитета комсомола объяснили ему: "Что ты себе позволяешь? С ним и с Соловьевым лучше не связываться, потому что они здесь были до тебя и будут после тебя".
Вскоре меня вызывает Валера Иванов и говорит, что от него требуют уволить Эскину. Лапин настаивает на том, чтобы ее перевели работать в архив. Я спросил, кого он хочет взять. Он говорит, что Ирина Червакова предлагает взять Эдика Сагалаева.
Ира Червакова - эталон интеллигентности и порядочности. Она работала секретарем Норильского горкома комсомола, а потом инструктором ЦК комсомола. На предложение стать главным редактором "молодежки" она сказала Энверу Мамедову, что не пойдет на телевидение, поскольку это черносотенская и антисемитская организация (хотя Ира не еврейка). И она вместе с сыном уехала, кажется, куда-то в Сибирь воспитателем детского дома...
Ира порекомендовала Эдика, а рекомендация Иры для нас много значила. Эдик пришел в полосатом костюме, и наши девушки сразу прозвали его Усатый-Полосатый. В первый же день он вызвал Володю Соловьева и спросил, чем тот занимается. На что Володька ему сказал: "Да так, разным". "Я вас попрошу подготовить в течение трех дней план работы и принести мне его на утверждение", - потребовал Эдик.
Ворошилова он попросил принести режиссерскую разработку, на что Володя сказал, не пойти ли ему по тому адресу, по которому его в свое время послал я.
Но он пошел не по тому адресу, а к главному редактору Валерию Иванову. И Валера ему объяснил, что если он хочет остаться в редакции, то лучше наладить отношения с Лысенко, Соловьевым, Ворошиловым, Марьяной Краснянской.
Но у Эдика все-таки не очень складывались отношения в редакции, и он ушел на радио. В середине восьмидесятых вернулся в "молодежку" уже главным редактором. Потом снова ушел - в информационную редакцию... Дальше был "Взгляд", и вновь мы с ним стали работать вместе в ВГТРК. Конфликт, который произошел между нами, я уже описал.
Наверное, я в какой-то мере обижал Эдика тем, что порой принимал решения, не согласовав с ним. Помню, я пришел и сказал: "Я был в минфине и добился там того-то и того-то". Эдик даже не понял: как так - я пошел в минфин без него? А я пошел, потому что привык так поступать при Олеге. Меня даже порой просили, чтобы я приходил без него: "Только без Попцова! Нам лекция об организации финансов не нужна".
Между мной и Сагалаевым был конфликт честолюбий. Тем более что мы оба не чиновники, а творческие люди. Правда, с разными темпераментами. Когда я уходил, Эдик сказал: "Слышал об этом предложении, отказаться трудно, но мне смертельно не хочется, чтобы ты уходил". По сей день не знаю, был он искренен или нет.
...По прошествии многих лет я вижу недостатки не только Эдика, но и свои: упертость, нежелание подчиняться... Жаль, что мы оба оказались в своеобразной противофазе. Вместе мы бы сделали куда больше. Может быть, мы просто похожи? Недавно увидел фильм Эдика об Андрее Макаревиче. Отличная работа!
Сагалаев вошел в историю отечественного ТВ "Двенадцатым этажом", первым частным каналом "ТВ-6 Москва", Национальной ассоциацией телерадиовещателей, созданной им, а мог бы войти супержурналистом - не знаю, что лучше.
Впрочем, все еще впереди, он еще мальчишка по сравнению со мной.
Главу из только что вышедшей книги Анатолия Лысенко "ТВ живьем и в записи" для публикации в "РГ" подготовила Сусанна Альперина
Об Эдуарде Сагалаеве можно просто сказать - член Академии российского телевидения, лауреат Государственной премии СССР и Президент НАТ - Национальной ассоциации телевещателей. Но эта информация будет неполной. Он прекрасный редактор и руководитель и для развития отечественного телевидения сделал столько, что не описать в одном газетном поздравлении. Эдуард Сагалаев работал главным редактором программ для молодежи Всесоюзного радио и Центрального телевидения СССР, заместителем Председателя Государственного Комитета СССР по телевидению и радиовещанию, Председателем ВГТРК и Президентом Московской независимой вещательной корпорации. Сегодня Эдуарду Сагалаеву - 65 лет.
"Российская газета" с удовольствием присоединяется к поздравлениям.