В настоящее время в Комитете Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству находится на рассмотрении проект федерального закона N 557872-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью143 Уголовного кодекса Российской Федерации", направленный на усиление ответственности за нарушение требований законодательства об охране труда.
Законопроект предусматривает введение шести новых составов административных правонарушений, устанавливающих ответственность за непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда; допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда; необеспечение работников средствами индивидуальной защиты; допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры; неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах и др.
Санкции за данные правонарушения предлагается ввести в повышенном размере по сравнению с действующими: например, размеры административных штрафов увеличиваются для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 6 до 20 раз и для юридических лиц от 3 до 10 раз. За повторное совершение аналогичного правонарушения для юридических лиц размеры штрафов могут достигать 500 - 600 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели будут подвергнуты дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет. В большинстве случаев для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве диспозитивной санкции предусмотрено административное приостановление деятельности. На наш взгляд, предлагаемые санкции являются завышенными и не имеют экономического обоснования.
ТПП РФ полагает неверным выделение из базовой статьи, предусматривающей ответственность за весь спектр нарушений законодательства о труде и об охране труда, специальных составов по отдельным нарушениям в области охраны труда, с установлением за них санкций в несколько раз выше, чем в базовой статье. В перспективе это потребует введения специальных составов практически по всему спектру возможных нарушений трудового законодательства.
Кроме того, при таком подходе нарушается общеправовой принцип соразмерности деяния и наказания. Например, за нарушение установленного порядка прохождения обучения по охране труда или обучения безопасным правилам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и оказания первой помощи пострадавшим для юридических лиц предлагается ввести административный штраф - от 100 до 150 тыс. рублей. За повторное нарушение для юридических лиц предусмотрены штрафные санкции от 500 до 600 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок от 30 до 90 суток.
В то же время за работу без оформления трудовых отношений - существенно более серьезное нарушение трудового законодательства, включающее широкий спектр возможных нарушений трудовых прав работника (в том числе предусмотренных новыми составами административных правонарушений), размеры штрафных санкций будут ниже в 3 - 10 раз и не предусмотрен такой вид наказания, как административное приостановление деятельности.
Таким образом, предлагаемый законопроектом подход будет стимулировать "теневую" занятость, влекущую существенно меньшие риски при наложении наказания.
Следует также учитывать, что практически у любого работодателя можно найти незначительные нарушения требований в области охраны труда, что будет основанием для наложения чрезмерно высоких административных санкций, предусмотренных законопроектом. Это обстоятельство, а также обобщенность формулировок законопроекта, дающая возможность их широкого толкования, могут стать основанием для оказания давления на предпринимателей, способствовать проявлениям коррупции.
Предусмотренные законопроектом размеры административных штрафов способны повлечь банкротство предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, особенно действующих в отдаленных субъектах Российской Федерации. По мнению ТПП РФ, необходима оценка социально-экономических последствий вступления в силу данного законопроекта.
ТПП РФ не поддерживает законопроект в части внесения изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Введение отдельных статей, устанавливающих административную ответственность за нарушение законодательства об охране труда представляется нецелесообразным, размеры штрафных санкций могут быть повышены в действующей статье Кодекса.