О том, как ЭОР помогают детям выбирать то, что им действительно интересно, мы беседуем с директором Федерального института развития образования, заведующим кафедрой психологии личности МГУ им. Ломоносова Александром Асмоловым.
Александр Асмолов: С 90-х годов еще прошлого века я пытаюсь реализовать свою мечту - создать в России систему вариативного развивающего смыслового образования. Но все время наталкиваюсь на то, что вместо вариативности детям преподносят систему типа "чтобы все были как все". В обучении не учитываются мотивы и потребности ребенка, дети подгоняются под "прокрустово ложе" безликих программ. А нам нужно расширение программ, разнообразие средств обучения. В этом смысле электронные образовательные ресурсы разной направленности помогают расширить диапазон вариативности. Что это значит? Возможность обучения по своей индивидуальной программе, "дороге" развития. ЭОР, как и учебники, - одно из уникальных культурных средств овладения реальностью в тех или иных образовательных областях.
Российская газета: Но иногда за электронный образовательный ресурс выдают попросту оцифрованный учебник.
Асмолов: Да, такие случаи есть, и это действительно риск. Это напоминает ситуацию, когда заядлый фотограф покупает камеру и, начиная снимать, говорит своим героям: "остановитесь и не моргайте". То же самое происходит, когда вместо ЭОР, которые использовали бы все возможности сетевой реальности, просто дают цифровую версию тех или иных учебников. Эти риски надо постоянно иметь в виду.
РГ: Каким должен быть идеальный урок с использованием ЭОР?
Асмолов: Он должен идти в диалогичной манере. Это уже не урок-монолог, как мы привыкли, а урок, который, говоря языком современного мира, работал бы в режиме "дружественного интерфейса".
Этот урок должен помочь ребятам изучать те пространства, в которые они сами захотят "нырнуть" с помощью ЭОР. Броситься туда и искать. Урок должен мотивировать к поиску информации. ЭОР могут быть своего рода мини-лабораториями, мини-коллекциями и позволяют проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке. Идеология индивидуальной проектной работы тоже очень важна в школе.
РГ: А нет ли опасности, что, увлекшись ЭОР и индивидуальной работой, дети потеряют в личном общении друг с другом на уроках?
Асмолов: В целом это может быть связано не с ЭОР, а с появлением Интернета как такового и компьютерной коммуникации, в том числе и компьютерных игр. Отсюда эффект аутизации, когда дети в ряде ситуаций замыкаются в себе. И здесь очень важна функция учителя. Многое зависит от того, насколько он как навигатор поможет ребенку не только уходить, но и возвращаться обратно. Помните замечательную книжку Толкиена "Хоббит, или Туда и обратно"? Дорога обратно должна быть всегда. В нашем случае - из виртуальной реальности. Чтобы ребенок не застрял в так называемой стадии виртуальной идентичности. Это прежде всего зависит от того, насколько педагог владеет даже не столько информационными технологиями, сколько информационной культурой, насколько он не испытывает страха в виртуальном пространстве.
РГ: Но многих учителей ведь тоже надо учить работать в условия такой новой реальности?
Асмолов: Это ключевая задача. Нужно создать систему профессионального личностного роста педагога. Обучение всему, что связано с электронными ресурсами, должно начинаться не с ученика, а с учителя.