В соответствии с ГОСТ ЭОР - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание. Получается очень узкое понятие, имеющее очень небольшое отношение к работе школы: ведь по ГОСТу к ЭОР не относятся ни проходящие апробацию в ряде школ России электронные учебники, ни текстовые редакторы и редакторы презентаций, которые используют большинство школьников. Да и популярные у школьников интернет-энциклопедии, такие, как Википедия, карты и космические снимки (например, карты Google), тоже в этот ГОСТ не вписываются. Поэтому на мой взгляд, правильнее говорить об использовании всего широкого спектра современных информационных технологий.
У себя в начальной школе центра образования "Измайлово" N 1811 мы уже много лет используем информационные технологии в качестве повседневного уже привычного инструмента ученика и учителя. Впервые у нас в школе ученики берут в руки компьютер первого сентября, выполняют первый проект "Мое имя". Всего за 15 минут все ученики успевают сделать себе бейджики с именами и познакомиться. Составляя имя, малыши выбирают буквы мышкой на экране, отвечая при этом на очень важный вопрос: "Как ты хочешь, чтобы тебя называли в школе учителя и одноклассники?". А потом выбирают картинку с принтером и бегут забрать листочек, вырезать карточку и вставить в держатель. Несколько лет назад многим приходилось помогать, а теперь практически каждый первоклассник знает буквы своего имени и умеет использовать мышку. Придет время, и мы обсудим с детьми, что такое имя, для чего нужны имена в жизни и в информатике и выполним проект "Моя семья".
Одной из важнейших задач начальной школы является развитие устной и письменной речи учащихся. На это направлены уроки письма, чтения, литературы. Гораздо большие возможности для развития устной речи дают компьютер и видеокамера. У нас в начальной школе уже много лет назад появился в учебном плане урок, который дети называют "Видеоинформатика". На нем мы развиваем речь необычным способом: записываем видеофильм и озвучиваем его. В результате появляется зарисовка о природе, репортаж с экскурсии, художественный игровой фильм и т.д. Видеозапись - единственная возможность для ребенка увидеть и услышать себя со стороны, а значит, и эффективный способ работы над речью и движением.
Информационные технологии стали привычным рабочим инструментом и неизменным спутником досуга значительно большинства людей страны. Дети живут в цифровом мире и школа должна к этому миру подстраиваться. Иначе она перестанет быть нужной.