Результаты социологических исследований свидетельствуют: успеваемость студентов, поступивших в вуз по результатам Всероссийской олимпиады высока не только в профильных, но и в других общеобразовательных предметах. Так что для многих право победителя и призера такой олимпиады на льготное поступление не вызывает сомнений. Сегодня горячо обсуждается вопрос об ограничении действия олимпиадной льготы только одним вузом. Правда, речь пока о школьных вузовских олимпиадах.
- Почему возник вопрос о сокращении? Потому что льготники занимают все места в вузе, не оставляя шансов высокобалльникам, - говорит директор департамента общего образования минобрнауки Елена Низиенко. - Полторы тысячи победителей Всероссийской олимпиады, которые у нас определились в этом году, по сравнению с 20 тысячами победителей и призеров вузовских соревнований - это не много. Хотя, если смотреть глобально, среди 700 тысяч выпускников школ 20 тысяч - это тоже не много. Но если эти 20 тысяч подают заявления на 15 направлений в пяти вузах - то да, это может создать и, как мы видим, создает достаточно серьезные проблемы.
Ребенок же, который участвует во Всероссийской олимпиаде школьников, по мнению Низиенко, уже давно определился с профилем будущей профессии. Задолго до того, как стал, собственно, победителем олимпиады. И, как правило, не разбрасывается, а выбирает тот вуз, где более качественно преподается выбранный предмет.
Как проходят олимпиады и кто придумывает задания к ним, мы спросили у председателей предметных комиссий.
Сергей Карпов, председатель предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по истории, декан истфака МГУ им. Ломоносова:
- Всероссийские олимпиады по истории проводятся с 2001 года. За это время, несомненно, наблюдается устойчивый рост числа участников. Однако последние 2-3 года их количество практически стабильно: в заключительном этапе участвуют около 250 человек. Некоторые колебания есть, и они связаны как с ростом интереса учащихся к предмету, так и с увеличением количества льгот, предоставляемых победителям и призерам заключительного этапа олимпиады. Радует постоянный рост числа регионов нашей страны, представители которых принимают участие в финальном этапе олимпиады. Так, в 2011 году в Орел, где проходил финал, съехались 239 юношей и девушек из 73 субъектов РФ.
Задача Всероссийских олимпиад - заинтересовать ребят предметом, выявить творческие и аналитические способности учащихся, а не просто проверить формальные знания. Поэтому задания по истории составляются комиссией, куда входят не только профессиональные историки, преподаватели ведущих вузов страны, но и учителя, методисты и даже представители периодических изданий для средней школы. Неудивительно: ведь подготовка действительно хорошего олимпиадного задания - сложный, многоэтапный процесс. Обычно сначала подбирается какой-нибудь неожиданный документ, иллюстрация, карта, потом возникает и сама идея задания. Большое внимание уделяется тому, чтобы в комплектах заданий равномерно были представлены разные периоды истории нашей страны. Вместе с тем мы не можем не выделить и некоторые памятные даты. Скажем, в 2011 году особое внимание уделили Михаилу Ломоносовау, отмене крепостного права, началу Великой Отечественной войны и истории освоения космоса.
Назар Агаханов, председатель предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по математике, доцент кафедры высшей математики МФТИ:
- Математическая олимпиада остается самой массовой Всероссийской предметной олимпиадой. В школьном этапе в ряде регионов участвует до 20 процентов учащихся старших классов, а в заключительный этап в итоге выходят около 200 наиболее талантливых в области математики школьников России.
Задания для муниципального этапа во многих субъектах РФ готовятся региональными методическими комиссиями по математике. А вот задачки для регионального и заключительного этапов олимпиады придумывают уже в Центральной предметной методической комиссии по математике. В ее составе - "композиторы" задач из многих городов России. Это преподавателя вузов и специализированных центров по работе с одаренными школьниками из Долгопрудного, Санкт-Петербурга, Ярославля, Калуги, Новосибирска, Москвы, Кирова, Иваново, студенты и аспиранты ведущих университетов страны: МГУ, МФТИ, СПбГУ.
Обычно на заседаниях комиссии мы обсуждаем около 200 новых задач. В основном это задачи по основным разделам школьной математики: алгебре, теории чисел, геометрии и комбинаторике.
Наталья Савельева, зам. председателя оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников по экономике:
- В этом году в финале олимпиады приняли участие 230 ребят из 56 регионов РФ. Это больше чем в прошлом году. Причем интересно: мальчики и девочки разделились четко поровну: 115 тех и 115 других. Больше всего ребят из Москвы (65 человек), Московской области (28) Нижегородской области (10). А вообще география участников от Хабаровского края до Калининградской области, от Республики Северная Осетия - Алания до Мурманской области.
В нашей предметной комиссии - преподаватели ВШЭ, МГУ, Новосибирского госуниверситета и других крупных вузов. Задания подготовили оригинальные, не только на проверку знаний, но и на умение мыслить нестандартно, на внимание к деталям. Задания двух первых туров заключительного этапа отличают высокие требования к математической подготовке школьников. 3-й тур предполагает умение всесторонне рассмотреть и проанализировать описанное явление или ситуацию, и дать лаконичный аргументированный ответ. Задание 4-го тура - эссе по макроэкономике предполагает понимание сути макроэкономических проблем, анализа и построения модели.
Кроме того, у нас есть и внеконкурсные мероприятия: лекции, интеллектуальные игры по экономике. Отдельно - программа для учителей, которые приехали вместе с ребятами.
Между тем
Эксперты сопоставили результаты ЕГЭ по обществознанию и результаты олимпиады по этому же предмету. В некоторых регионах зафиксировано большое количество высокобалльников по предмету, но при этом - ни одного победителя олимпиады в этой дисциплине. Это, по меньшей мере, странно. Не может быть так, чтобы человек, прекрасно знающий предмет, не победил на олимпиаде. Или он просто не участвовал в ней? Тогда это повод обратиться к региону: значит, слабо поставлена работа по выявлению талантливых школьников. Ведь олимпиада - это всегда шанс.