Андрей Мельников: Мы готовим будущие кадры для наноиндустрии

Школьная лига РОСНАНО - это сеть из 20 школ в 10 регионах страны. Здесь апробируются современные технологии естественнонаучного образования, следуя важнейшим тенденциям развития современной науки - междисциплинарность, опора на проектную и командную работу, использование мультимедийных ресурсов и др. Наш собеседник - куратор проекта, эксперт департамента образовательных программ РОСНАНО Андрей Мельников.

Российская газета: Андрей Евгеньевич, расскажите, как и почему появилась идея создать такую сеть школ?

Андрей Мельников: Понимаете, кадровая основа, это такой "предмет", о котором надо печься денно и нощно. Вполне очевидно, что наноиндустрии очень скоро  нужны будут свежие силы. Для этого важно начинать работу с будущими инженерами не  с высшего образования, а  со школы. Нужно втягивать ребят в занятие наукой, увлекать перспективой интересной и современной работы в высоких технологиях и ориентировать на эту стезю, а затем сотрудничать уже с ними как со студентами  профильных вузов, откуда они потом придут к нам.

И еще. Согласитесь, сегодня почти все слышали о нанотехнологиях. Многие молодые люди позитивно относятся к этому направлению современной науки и индустрии. Но при этом большинство людей живет мифами о "нано". Мы считаем, что нужно как можно большему числу людей рассказать доступным языком, что это такое. Чтобы они в очень близком будущем не боялись того, что при изготовлении тех или иных предметов их повседневной жизни используются нанотехнологии. И эту задачу можно решать, начиная со школьной скамьи. Так что у нас два вектора: подготовка будущих кадров для наноиндустрии и воспитание, так сказать, грамотного потребителя инновационной продукции.

РГ: Чем отличается, допустим, урок химии в обычной школе от урока химии в школе из Школьной Лиги Роснано?

Мельников: Мы пытаемся найти те методы обучения детей, которые в большей степени вовлекали бы  их в процесс активного и творческого освоения естественнонаучных дисциплин.

Представьте себе тот самый урок химии. Школьникам необходимо освоить какую-то тему из программы. Как обычно происходит обучение? Им рассказывают о предмете изучения, иногда проводят опыты, потом указывают параграф в учебнике, каждый читает текст, рассматривает формулы, анализирует их, может быть, учит наизусть. И воспроизводит на следующем уроке. Услышал, прочитал, запомнил, воспроизвел. И так из урока в урок, изо дня в день. Ни зачем это нужно было изучать, ни где, и как это можно использовать, ни - главное - какой новый опыт получают ученики в ходе этой работы - им порой не понятно. Чтобы сделать научное знание ближе к жизни детей, а значит, и значимее, и понятнее, и интереснее, можно задействовать много образовательных технологий, которые успешно показали себя в школах. Например,  можно использовать метод проектов. Есть конкретная задача, например, - оценить степень загрязненности воздуха. Класс разбивается на проектные команды - экологические лаборатории. Каждая должна предложить более качественный и экономичный, реалистичный метод. И уже в ходе решения конкретной практической задачи дети выходят на вопросы к химии как науке. Они начинают анализировать тему и обсуждать, что такое воздух, из каких он элементов состоит, как они взаимодействуют... Появляется тот самый химический контекст. В процессе постижения практической задачи дети, фактически, сами добывают знания. Им приходится залезть в Интернет, помучить учителя, сходить в библиотеку... И в результате появляется не просто выученная тема,  но и опыт работы в команде, самостоятельного исследования, совместного поиска нестандартного решения, применения знаний к конкретной практической ситуации…

Еще одна актуальная для современной школы проблема. Все привыкли, что в школьном расписании есть химия, физика, биология: 45 минут отсидел, перешел на другой урок, одно с другим может быть вообще никак не связано. "Физик" предлагает свое, "химик" - свое, "биолог" - свое. Но ведь эти науки в реальности теснейшим образом связаны между собой, в природе они вообще неразделимы!  Понимание того, что разные школьные предметы предлагают разные взгляды на одни и те же естественнонаучные явления, - важно как для современной науки, так и для современных технологий. Большинство прорывов, открытий сегодня и в науке, и в производстве совершаются на стыке различных дисциплин. И школа просто обязана погружать детей в опыт междисциплинарной и межпредметной деятельности. Например, стимулируя их искать  пути разрешения одной и той же проблемы разными методами - биологии, химии, физики…  Школы, входящие в нашу "Школьную лигу РОСНАНО" занимаются поиском и отбором  лучших методик такой работы, включают их в свой учебный процесс, делятся между собой и учат друг друга, как вовлекать ребят работать "междисциплинарно".

РГ: Можно ли вести такие межпредметные занятия с помощью электронных ресурсов?

Мельников: Конечно, современные IT-технологии всерьез продвинулись в моделировании различных реальных ситуаций. Но даже если и не пользоваться современными технологиями (что не правильно!), то и без этого изучение различных предметов в школе может вестись если и не параллельно, то хотя бы перекликаться между собой,  чтобы, допустим, учителя физики и химики строили свои уроки, точно понимая, что происходит  у коллеги на занятиях, в какой последовательности,  направлении, темпе  двигаются ученики. Но и это часто оказывается сложным, потому что до сих пор у нас в педвузах учителей-физиков учат как физиков, а химиков - как химиков. А тому, чтобы анализировать программы друг друга и синтезировать их в единую и живую ткань естественнонаучного знания - не учат. А ведь ребенок  учится в школе постигать не отдельные предметы, а окружающий мир! И этот мир должен стать для него не просто интересным, нам бы хотелось, чтобы для талантливых детей естествознание стало еще и профессией.

комментарий

Наталья Яблонскене, заместитель руководителя Департамента образовательных программ РОСНАНО:

Коль скоро заговорили об использовании современных информационных технологий в обучении, хочу добавить вот что: образовательная деятельность РОСНАНО охватывает несколько целевых групп, и одна из них, можно даже сказать, основная - это инженерный состав производственных компаний наноиндустрии. На сегодняшний день по заказу таких компаний и при нашем участии разработано уже почти шестьдесят образовательных программ инженерной и управленческой тематики. А сейчас мы приступили к тому, чтобы сделать эти программы доступными и в дистанционном режиме, а точнее - в формате e-learning, что означает   обучение с максимально возможным использованием современных информационных и коммуникационных (компьютерных) технологий. Мы будем стараться сформировать   полноценные интерактивные среды и инструменты совместной работы и обучения для взрослых людей, создать максимально полную "палитру" способов передачи "нанотехнологического контента", не ограничиваясь простым перенесением в Интернет текстов с гиперссылками и презентациями с закадровым голосом. Это может предполагать использование, в том числе, существующих социальных сервисов интернет, того же youtube и социальных сетей, а также специализированных платформ дистанционного обучения и специфического софта, позволяющего, например, получить удаленный доступ к сложному оборудованию для проведения практических и лабораторных занятий.  В противном случае мы рискуем  "выпасть" от той среды, в которой уже привыкли действовать современные молодые люди. В этом проекте участвуют наиболее сильные вузы из тех, кто разрабатывал упомянутые выше программы по заказу предприятий.