На шести прошедших в этом году международных школьных олимпиадах российские национальные сборные завоевали 11 золотых, 11 серебряных и 4 бронзовые медали, были в числе лидеров и в неофициальных командных зачетах. Эти ребята - настоящий золотой фонд страны, будущие талантливые ученые и специалисты.
Сила разума и знаний всегда ценилась не меньше, чем достижения атлетов: международные состязания способных математиков, в том числе и школяров, были известны с древности. В современном мире их стали проводить в конце XIX века, еще до возрождения спортивного олимпийского движения. А настоящий расцвет олимпиад знания начался после Второй мировой войны в социалистических странах - это был один из способов объединить талантливую молодежь без политической риторики.
В чью светлую голову пришла эта идея, неизвестно, но в 1959 году в Румынии состоялась первая Международная математическая олимпиада школьников из социалистических стран. Однако вскоре к ним присоединились и сверстники стран Запада - идея оказалась заразительнее страха перед "коммунистическим влиянием". Сегодня в международном олимпийском движении школьных "умников и умниц" участвует более ста стран, включая и развивающиеся из Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Вслед за олимпиадами по математике стали проводиться и другие предметные соревнования - по физике, химии, биологии, а позже - и по информатике, географии, астрономии, а также естественно-научные олимпиады юниоров - школьников младших классов.
Самой массовой по-прежнему остается Международная математическая олимпиада (ММО), в ней участвуют сборные более чем из 100 стран. СССР начал участвовать в них начиная с третьей ММО, а новая Россия - с 1992 года, тогда олимпиада проходила в Москве. Поначалу результаты наших школьников не отличались стабильностью, но в пятерку лидиров стран они входили почти всегда.
В последние годы наши сборные часто занимают первые-вторые-третьи места в неофициальных командных зачетах. Высокий уровень сборных поддерживается прежде всего тем, что отбор лучших из лучших идет по результатам Всероссийских школьных олимпиад, которые в нашей стране стали поистине массовыми - в них участвуют миллионы ребят. Второй важный фактор - постоянная поддержка этого движения государством. Ведь олимпиады - это не только увлечение и способ проверить себя для ребят, но и подготовка будущих высококвалифицированных кадров.
Большинство школьников-олимпийцев - это яркие творческие личности. Они поступают в лучшие вузы страны, приходят в науку, на высокотехнологичные производства, а в последние годы - и в бизнес. И еще одно важное отличие: почти все участники финалов Всероссийских и международных предметных олимпиад и в институтские годы, и позже продолжают в душе оставаться "олимпиониками" - занимаются со способными детьми, преподают, готовят их к новым состязаниям.
Регламент проведения олимпиад по разным предметам различен. Однако все они требуют от участников творчества и самостоятельного мышления.
- Все задачи для туров олимпиады придумываются специально, - рассказывает руководитель национальной сборной по математике с 1995 года, президент ММО, доцент кафедры высшей математики МФТИ Назар Агаханов. - И для их решения требуется не просто большой багаж знаний, а умение творчески мыслить, создавать новые для себя логические конструкции. Участник олимпиады должен, по сути, сделать небольшое научное открытие.
- В последние годы второй по популярности после математической стала Международная олимпиада по информатике, - говорит научный руководитель сборной команды России по информатике, председатель центральной предметно-методической комиссии по информатике Всероссийской олимпиады школьников Владимир Кирюхин. - В первой олимпиаде в 1989 году участвовали только 13 стран, а на последней уже 78. Конечно, обострилась и конкуренция в борьбе за золотые медали. Интернет существенно расширил возможности одаренных школьников при подготовке к олимпиадам. Там можно найти и материалы для теоретической подготовки, и большие коллекции олимпиадных задач с возможностью проверки их решений в автоматическом режиме, и возможность общаться с медалистами олимпиад из разных стран мира.
На международных олимпиадах все активнее рвутся вперед азиатские страны, особенно Китай. В числе лидеров, кроме нашей страны, также США, Южная Корея. Но стремятся к улучшению результатов и другие страны. Для многих из них победы в школьных олимпиадах - это вопрос национального престижа. Поэтому китайские сборные, к примеру, "натаскивают" своих школьников на решение олимпиадных заданий в течение полугода, а сборные Ирана - целый год.
- Я лично считаю, что так делать не надо, - говорит председатель оргкомитета ВШО, ректор ГУ МФТИ, член-корреспондент РАН Николай Кудрявцев. - У нас более гуманная система подготовки, чтобы дети развивались гармонично. Не говоря уже о том, что на дополнительные подготовительные сборы нужны средства, а мы не можем их увеличить даже на неделю, хотя это было бы правильно.
- Обращает на себя внимание тот факт, что страны Юго-Восточной Азии активно перенимают нашу систему образования, переводят для себя наши школьные учебники, пособия для педагогов, увеличивают предметную нагрузку в школах, - делится наблюдениями заместитель руководителя национальной сборной по физике, доцент кафедры общей физики ГУ МФТИ Валерий Слободянин. - А мы в старших классах нагрузку по физике, например, сокращаем. На мой взгляд, это опрометчиво - будем терять талантливых ребят.
- Но дело не только в подготовке, - считает Назар Агаханов. - Конечно, участник сборной должен привыкнуть к стилю олимпиадных задач, овладеть определенным багажом приемов их решения. Но все равно намного большую роль играет творческий потенциал юноши или девушки, который формируется их личными способностями, олимпиадными традициями и общим уровнем образования в стране.
Все, кому посчастливилось побывать на международных олимпиадах, отмечают их прекрасную атмосферу дружбы и творческого общения ребят из разных стран. В последние годы у наших олимпиоников, отмечают тренеры, резко вырос уровень языковой подготовки. Они практически свободно общаются на английском со сверстниками,
- Многие ребята постоянно общаются по Интернету, и страшно радуются, когда видят друг друга, - улыбается руководитель национальной сборной по биологии, заведующий кафедрой преподавания биологии, географии и экологии МГОУ профессор Глеб Швецов. - Так что олимпиады - это не только соревнование, но и способ объединить молодых людей.
- Наши сборные из года в год показывают стабильно высокие результаты по многим олимпиадам, - подытоживает Николай Кудрявцев. - В один год у нас больше золотых наград, в другой - больше серебряных, но без медалей мы не остаемся.
Совершенно очевидно, что нашим ребятам, их педагогам и тренерам придется прикладывать больше усилий в подготовке, ведь главное - поддержать реноме страны. Чтобы помочь им, возможно, стоило бы создать благотворительный фонд поддержки наших будущих медалистов - золотого запаса страны. "Серьезно этим никто не занимался, но идея очень хорошая, мы в оргкомитете ее обдумаем", - оценил предложение "РГ" Николай Кудрявцев.
Елена Низиенко, директор департамента общего образования Министерства образования и науки РФ:
- Международные олимпиады - это вершина олимпиадной пирамиды, так как именно здесь собираются наиболее талантливые дети из большинства стран мира. Результаты, показанные школьниками на таких соревнованиях, говорят об общем уровне образования в стране и готовности этих стран создавать и воспроизводить новые технологии. Не случайно в государствах, стремящихся занять лидирующие экономические и политические позиции в мире, придается большое значение как развитию национальных предметных соревнований школьников, так и успехам своих команд на международных олимпиадах.
Поскольку конкуренция на международных олимпиадах становится все более жесткой, стабильность выступления команд России, успехи наших школьников бесспорно заслуживают самой высокой оценки. Сам факт, что все члены сборных команд не возвращаются домой без олимпийских медалей, подтверждает конкурентоспособность образования нашей страны и дает уверенность в том, что в стране подрастает достойная смена, способная обеспечить успешное развитие нашей страны.
В настоящее время Россия готовится принять в Москве в 2013 году международную олимпиаду по химии. Это большая честь для нашей страны и одновременно дань уважения нашим отечественным традициям. Путь к Олимпу тернист и труден. Я желаю всем, кто вовлечен в олимпиадное движение, удачи и новых побед в новом учебном году!