В этом году рекордное количество участников зарегистрировано на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников - около 7 миллионов человек. О том, почему так популярно это интеллектуальное соревнование, корреспондент "РГ" беседует с директором департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Еленой Низиенко.
Российская газета: Елена Леонидовна, Всероссийская олимпиада школьников - наше уникальное изобретение. С чего все начиналось?
Елена Низиенко: Олимпиады начались в России еще в ХIХ веке. Впервые проводило такую олимпиаду для учащейся молодежи Астрономическое общество Российской империи. В дальнейшем олимпиады получили развитие в 60-е годы ХХ века, когда начался бурный технический прогресс. Наступила эпоха физиков и лириков, появились олимпиады по математике, физике, биологии и химии. Лирики обиделись и стали требовать олимпиаду по гуманитарным дисциплинами. Так в цепочке появились олимпиады по литературе и истории. Начало эпохи постсоветских олимпиад связано с 1991 годом. Произошло второе рождение олимпиадного движения, перечень трансформировался, стало ясно и понятно, что нужно искать талантливых детей в новых областях знаний. Появилась олимпиада по предпринимательству, по экологии.
РГ: Что такое олимпиадное движение сегодня?
Низиенко: Сейчас это не просто интеллектуальное соревнование. Это массовое явление. В этом году у нас более 7 миллионов участников на самом первом, школьном этапе. А всего 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. В перечень входят все предметы учебного плана.
РГ: Мы знаем, что победа на заключительном этапе Всероссийской олимпиады приравнивается к 100 баллам ЕГЭ по профильному предмету . А зачем олимпиада тем, кто еще не заканчивает школу?
Низиенко: В самом начале такие интеллектуальные соревнования и правда были только для старшеклассников. Но время показало, что надо "спускать" их ниже. С моей точки зрения, Всероссийская олимпиада школьников - центральное звено в системе выявления талантливых детей России. На школьном этапе участвуют все классы, начиная с пятого. Это возможность уже с пятого класса увидеть "звездочек", которых надо растить и сопровождать. Город должен организовать систему их сопровождения. Кто-то привлекает дополнительное образование, кто-то работает внутри школы. Учителям тоже есть смысл перестроить работу, если у них в классе сидит юный вундеркинд. И задача администрации - научить учителей работать с этим ребенком в общем детском коллективе. Это задачи и школы, и муниципальной методической службы, и системы повышения квалификации. К семиклассникам, которые отлично себя показали на соревновании, впору приглядеться и школам для одаренных, и вузам. Если это сельские ребята, а таких достаточно среди талантов, надо подключать дистанционные программы образования.
РГ: Как контролируется Всероссийская олимпиада, есть ли наблюдатели, как на ЕГЭ?
Низиенко: Конечно. Есть центральный оргкомитет, где всего два чиновника. Все остальные - преподаватели вузов, те, кто готовит международные сборные. Вузы очень заинтересованы в том, чтобы получить качественных студентов. Там здоровая конкуренция, этим и обеспечивается качество. Важный момент - открытость. У нас есть сайт, где практически в онлайн режиме появляются результаты олимпиад по каждому предмету.