Нет, речь не о том, что они идут отсыпаться. Хотя для многих это, наверное, главное счастье после изнурительного, порой в несколько дней, интеллектуального труда.
Какие пути дальнейшего образования выбирают себе они? Как правило, у ребят участвующих в олимпиадах, выбор сделан уже за пару лет до окончания школы.
Большая часть победителей и призеров Всероссийской олимпиады среди учеников выпускных классов школы - жители Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Их более трети от общего числа победителей.
Подавляющее большинство выпускников - призеров ВОШ поступили учиться в вузы Москвы и Санкт-Петербурга (88 процентов). Студентами региональных вузов стала примерно десятая часть победителей и призеров олимпиады. Были и такие, кто, победив в олимпиаде, после окончания школы уехали учиться в университеты США и Европы (около 2 процентов).
Мы узнали у победителей и призеров олимпиад, которые продолжают учебу в России, почему они решили участвовать в этих интеллектуальных "боях" и как теперь складывается их судьба.
Дмитрий Мясников, победитель Всероссийской олимпиады по экономике 2010 года, студент Высшей школы экономики:
- Решение участвовать в какой либо олимпиаде не приходит спонтанно, наоборот, это достаточно долгий путь, в течение которого нужно в первую очередь определиться с приоритетами. Так случилось и со мной. Настал момент, наверное, в 8-9-м классе, и нужно было решать, в какие области знаний углубляться, а какие оставить на обычном уровне, потому что знать все и сразу по понятным причинам невозможно. Экономика давно стала для меня своего рода хобби: классе в 7-м я начал читать книжки (естественно, не научного уровня, а более публицистические), потом экономика началась и в школе. На уроках я сразу почувствовал себя "в своей тарелке", а там и до олимпиад дошел.
Хотя не сразу попал на экономическую. Все начиналось с математики - царица наук все-таки. Сначала это были командные Уральские турниры юных математиков, кубки им. Колмогорова. Пробовал себя и в других предметах, например, была физика и информатика. Но, так сказать, себя нашел только в экономике.
Задания здесь очень разные, начиная от оптимизации и подсчета макропоказателей, заканчивая эссе на тему "Анализ рынка суперзвезд в спорте". Очень запомнилось эссе 2008 года о надвигающемся кризисе и возможных последствиях для России. Контролируются олимпиады на должном уровне. Никаких переговоров, списываний практически невозможно, в отличие, например, от небезызвестного ЕГЭ. А вообще, впечатления от олимпиад только отличные. Собираются вместе очень-очень умные ребята, учителя, преподаватели лучших университетов страны. Море общения, эмоций и счастливых лиц.
Наталия Костенко, победитель Всероссийской олимпиады по экономике 2011 года, студентка Высшей школы экономики:
- Почему выбрала именно эту олимпиаду? Меня очень увлекал сам предмет, я прямо чувствовала: это мое, я готова была просиживать ночи над учебниками и задачниками. Олимпиада стала тем средством, с помощью которого я могла, так скажем, реализовать свой потенциал.
До этого года я участвовала еще в олимпиадах по математике, английскому, физике, географии... Где-то доходила до городского, где-то до регионального уровня, но ни одну из этих олимпиад я не хотела выиграть так, как эту - экономическую. Честно говоря, родители видели меня студенткой МГУ или МГИМО, но я пошла им наперекор. Поступила в Международный институт экономики и финансов ВШЭ, о чем нисколько не жалею!
Мне всегда очень нравились олимпиадные задания по экономике: они нестандартные, требуют не просто знания формул, а понимания, откуда они произошли. Тем более авторы никогда не забывали добавить в условия задачи немного юмора. Это очень поднимало настроение во время написания туров олимпиады.
Помню, как после награждения звонила родителям и всем своим друзьям, которые не спали, несмотря на большую разницу во времени в ожидании новостей (я родом из Якутии). В 11-м классе я стала победителем, но мне намного дороже воспоминания олимпиады в 10-м классе. Тогда я не верила в то, что стану призером, до того самого момента, когда со сцены прозвучало мое имя. В 2011 году победа на олимпиаде была ожидаемой.
Яков Кононов, призер Всероссийской олимпиады по математике, студент МФТИ:
- Первый раз я участвовал во Всероссийской олимпиаде в 2007 году - это была астрономия. А потом поехало: в 2008-м и 2009-м - физика и астрономия, в 2010-м астрономию потеснила математика.
Качество заданий на Всероссийской олимпиаде зависит от предмета. На олимпиаде по физике, на мой взгляд, задачи достаточно простые, многие получают достаточно высокие баллы. Поэтому в некоторой степени на исход влияют такие факторы, как невнимательность, неточность, вычислительные ошибки. А есть экспериментальный тур - вот он очень хороший, решения явно сразу не видно, интересно подумать. И вообще, мне кажется, уровень заданий по физике с каждым годом снижается.
На олимпиаде по математике - хорошая подборка задач разной степени трудности, что здорово, и призовые категории определяются просто числом решенных задач.
Хотелось, чтобы олимпиады, близкие по профилю, не совпадали по дням. Мне, например, удалось поучаствовать в соревнованиях и по физике, и по математике только в 2010 году. До этого каждый год они попадали на один и тот же день.
Вместе со мной сейчас учатся многие коллеги-олимпиадники. Да что там - практически все, кто участвовал, к примеру, во Всероссийской олимпиаде по физике, поступают в физтех. Честно говоря, поступая в МФТИ, я ожидал, что будет больше математики. А мне не хватает. Но я дополнительно занимаюсь на математических курсах.
Кстати
Топ 5 вузов, куда поступают победители Всероссийской олимпиады: МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ - ВШЭ, МГИМО (У) МИД России, СПбГУ, МФТИ.