Четверть века назад в Атлантике погибла советская подлодка с ядерными ракетами

Разоружение с летальным исходом - именно так можно расценить сегодня ту трагическую потерю в советском военном флоте. В 1986-м, чернобыльском, году она стала вторым тяжелым ударом по имиджу СССР.

Авария и последующая гибель советской атомной подлодки К-219, которая несла боевое дежурство с ядерными ракетами в зоне досягаемости США, совпали по времени с исторической встречей Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в Рейкъявике. Генсек КПСС был вынужден признаться (или подтвердить) президенту США, что советский ядерный потенциал в один день - 6 октября 1986 года - сократился, по меньшей мере, на 14 баллистических ракет.

О том, что при этой морской катастрофе погибло "всего" четыре подводника, говорили больше для своих граждан, давая тем самым понять, что могло быть гораздо хуже. Насколько "хуже" - мы сумеем понять в апреле 89-го, когда вместе с АПЛ "Комсомолец" в Норвежском море погибнут 42 военных моряка, и ужаснемся в августе 2000-го, похоронив вместе с "Курском" всех находившихся на его борту 118 человек.

Как и о двух последних, о катастрофе К-219 сложено и обсуждается на форумах подводников несколько версий. Самая популярная - нашу лодку, шедшую в подводном положении, царапнул сверху и что-то повредил на ракетной палубе неопознанный объект. Скорее всего американская подлодка или их же надводный боевой корабль. А может, и не супостат вовсе, а проходившее в этом районе гражданское судно. И по этой, мол, причине в ракетной шахте, потерявшей герметичность, была повреждена сама ракета и произошел взрыв компонентов топлива...

- На самом деле, все прозаичнее, - подтвердил вчера неизменность своей позиции Герой Советского Союза, вице-адмирал Евгений Чернов. - Документы, с которыми я лично знаком, неумолимо свидетельствуют: подводная лодка была отправлена на боевую службу в спешном порядке. А главное - с неисправностью той самой ракетной шахты, в которой и произошел взрыв. Об этой неисправности еще до выхода знал командир ракетной боевой части, знали его подчиненные, но доложить, как полагалось, старшим начальникам не решились. Или не захотели...

Накануне печальной годовщины в Николо-Богоявленском Морском соборе Санкт-Петербурга, куда собрались выжившие члены экипажа и близкие погибших, провели поминальную церемонию.