Сергей Пономарев, замначальника управления общественной безопасности и контроля аппарата губернатора и правительства Сахалинской области.
Территория Сахалинской области состоит из двух субрегионов: острова Сахалин и Курильских островов. Логичным было бы отобразить в названии субъекта РФ и наличие этого архипелага.
Курильские острова из малодоступного района Дальнего Востока имеют шансы превратиться в фасадную часть Тихоокеанской России. Здесь растет численность населения, развитие островов идет по федеральной целевой программе, финансирование которой непрерывно увеличивается. Возможно, переименование области позволит вернуться к вопросу о создании особой экономической зоны на Курилах. Это повлечет дифференциацию производства и адресные преференции, благотворно скажется на экономическом развитии области.
Но наиболее важными являются конституционно-правовой и внешнеполитический аспекты. Изменение названия области на Сахалино-Курильский край - это способ укрепления территориальной целостности и неприкосновенности Российской Федерации. Способ общедоступным путем показать принадлежность Курильских островов России и непосредственно нашему региону. Это недвусмысленный позитивный сигнал населению как нашей страны, так и зарубежных государств о неизменности итогов Второй мировой войны в АТР.
В случае признания целесообразности изменения названия предпочтительнее именовать наш субъект РФ Сахалино-Курильским краем. Термин "край" утвердился в России исторически для больших по площади пограничных регионов с наличием национальных автономий или значительных внутренних природно-географических различий. Под это определение полностью подпадают Сахалин и Курильская гряда. Кроме того, название "край" может служить защитным механизмом для имеющихся проектов присоединения Сахалинской области к одному из дальневосточных краев - Приморскому или Хабаровскому.
Расчеты показывают, что затраты на переименование состоят в основном из двух блоков - расходов на проведение областного референдума и последующих затрат, связанных с переоформлением документации.
Затраты на референдум могут быть существенно снижены за счет совмещения с любыми обязательными выборами: в Государственную думу (декабрь 2011 года), президента Российской Федерации (март 2012-го) либо с выборами в Сахалинскую областную думу (октябрь 2012-го). Расходы на переоформление документации, замену печатей и вывесок составляют четыре-пять миллионов рублей.
Если соотнести с 40-50 миллиардами рублей годовых доходов областного бюджета и некоторыми видами расходов, например, на одну-две презентации Сахалинской области за рубежом, на один-два километра дорог, то цена переименования не кажется чрезмерной. Презентационный, имиджевый эффект от этого значительно превышает одноразовую зарубежную презентацию и, в отличие от нее, имеет устойчивый долговременный характер.