В октябре исполняется двадцать лет независимости Азербайджанской Республики. За эти годы российско-азербайджанские отношения переживали разные времена. На сегодняшний день они уверенно держатся курса стратегического партнерства. Уместно напомнить, что осень 2011 года является аналогичным юбилеем для многих постсоветских государств. Этот период новейшей истории стал для них временем комплексного испытания: на прочность и авторитет государства как такового; испытанием на здравый смысл элиты и населения; экзаменом на экономическую и внешнеполитическую самостоятельность.
Период становления нового государства рождает порой непростые проблемы, многие из которых долгие годы негативно влияют на межгосударственные отношения. Подобный период хаотичных флуктуаций был и в истории Азербайджана до момента возвращения к власти общенационального лидера Гейдара Алиева в 1993 году. Теперь, с высоты нынешних дней, тот хаос кажется кратким отрезком.
Если вынести за скобки многолетний карабахский конфликт, Азербайджан сумел достаточно быстро преодолеть негативные тренды, влияющие на формирование независимой внешней политики. Баку удалось сконструировать с новой Россией прагматичные стратегические отношения высокого качества и уровня взаимопонимания. И одновременно, без серьезных обострений с Москвой, официальный Баку нашел возможности выстроить комплекс сложных многовекторных линий с большинством крупных государств мира. Как показала практика, подобной внешнеполитической техникой обладает далеко на каждое государство.
Синтез общей позиции
Из чего складывалась политическая атмосфера и чем наполнялось экономическое содержание российско-азербайджанских отношений? По большому счету теперь можно говорить о трех периодах: 1990-е годы в целом уложились в ельцинскую внешнюю политику стабилизации постсоветского распада; 2000-е ознаменованы началом новой динамики бурного роста российско-азербайджанских отношений, инициированного Владимиром Путиным и Гейдаром Алиевым; третий период реализует эстафету более сложных многоплановых отношений, направляемых президентами Дмитрием Медведевым и Ильхамом Алиевым.
Между тем в первое десятилетие после распада СССР на постсоветском пространстве произошел разрыв большинства традиционных связей, которые на протяжении длительного исторического периода соединяли эти территории пусть и в противоречивое, но все-таки единое целое.
Экономическая и технологическая деконструкция, упадок культурных связей, сепаратистские войны вызвали отчуждение и враждебность между народами и людьми некогда единой страны. Попытки создания новой национальной государственности руками радикальных националистов также вели к разрывам и противоречиям.
Если подробно разбирать исторический контекст, то можно обнаружить два периода ельцинской политики.
Первый - отношения с лидерами Народного фронта и президентом Абульфазом Эльчибеем. Тогда в контактах превалировала взаимная подозрительность, претензии и упреки. Москва и Баку с трудом приучались жить по-новому. Многое было, увы, испорчено субъективными факторами.
Второй период - отношения Бориса Ельцина с Гейдаром Алиевым. Между двумя странами происходили отдельные сближения - были подписаны первые соглашения по Каспию, первые договоренности по Габалинской РЛС, Азербайджан вступает в СНГ. Но в целом тональность была прохладной, его можно назвать периодом несбывшихся надежд.
Баку в те годы не был в фокусе политики Москвы, не говоря уже о том, что отсутствовала, точнее, не успела сформироваться стратегия российского курса в отношении Южного Кавказа.
Констатируя этот факт, конечно, нельзя игнорировать заслугу Москвы, сумевшей перевести острые военные фазы кавказских сепаратистских конфликтов, в ряду которых и Карабах, на уровень дипломатических баталий. Однако фактом остается и то, что в ельцинский период совершенно нельзя было говорить о том, что Россия проводит в отношении Азербайджана четкую стратегическую линию.
С началом президентской каденции Владимира Путина всплеск российской активности на постсоветском пространстве сблизил Баку и Москву, позволил выстроить политику стратегического партнерства. Азербайджан и Россия избавились от многих комплексов и иллюзий, научились новому реализму и прагматизму, преодолели трудности переходного периода собственного развития. Сумели пройти сложный путь от политики эмоций к долгосрочному партнерству, стали сильными странами в своих масштабах. Плотную ткань современных отношений создавали крепнущие связи на уровне высшего руководства, контакты бизнес-элит в процессе работы над совместными проектами.
Отдельно следует отметить взаимодействие на уровне диаспоры. Последние годы мы являемся свидетелями совместных решений Кремля и Баку относительно задач российского и азербайджанского ТЭК, применительно к интересам взаимной торговли, развития коммуникаций, общей региональной и глобальной безопасности, а также сохранения территориальной целостности наших стран.
Ильхам Алиев и Дмитрий Медведев продолжили процесс взаимного сближения позиций между Москвой и Баку по всему комплексу межгосударственной деятельности: экономика, безопасность, гуманитарная сфера, каспийский диалог. Так же, как и десятилетие назад, важным фактором, способствующим развитию двухстороннего диалога, выступают взаимные симпатии, позитивное восприятие друг друга у руководителей двух соседних государств, что позволяет в формате личных контактов успешно разрешать наиболее сложные, дискуссионные проблемы по всему спектру отношений.
Россия и Азербайджан разные государства, с различным масштабом задач и перспектив развития. Естественно, в политическом плане также имеются различные позиции, не всегда совпадающие взгляды на те или иные вопросы. Однако непреходящим достижением для наших стран является формирование синтетической платформы, где интересы России и Азербайджана обнаруживают возможность продуктивного и взаимовыгодного сложения.
База взаимодействия: экономика и торговля
Фундаментальным стержнем двусторонних отношений является торгово-экономическое сотрудничество, которое по существу определяет прагматичный и взвешенный характер партнерского диалога. Структуру торгово-экономических отношений между Россией и Азербайджаном на сегодняшний день можно характеризовать как оптимальную. В то же время уровень экономических отношений еще не в полной мере соответствует реальным возможностям стран-партнеров. Необходимы новые импульсы для продвижения на более высокие показатели в торговле, развитие совместных инновационных производств в ненефтяном секторе, объединение усилий в реализации регионального модернизационного проекта. Необходимость более тонкой корреляции двусторонних экономических отношений определяется постоянным изменением потребностей рынка и наличием качественных ресурсов к развитию новых производств в России и в Азербайджане.
В настоящий момент Азербайджан едва ли не единственная страна в регионе, имеющая достаточный потенциал для технологического рывка к новой индустриализации, ресурсы для создания инновационных производств. Согласно последнему обзору Всемирного экономического форума (WEF) по уровню конкурентоспособности макроэкономической среды Азербайджан находится на 16-м месте в мире. По уровню баланса правительственного бюджета республика поставлена на третье место (профицит на уровне 13,64% ВВП), а по уровню национальных сбережений - на 6-е место (46,18% ВВП).
Данные показатели создают благоприятную среду для развития торгово-экономических отношений между Россией и Азербайджаном. В 2010 году, по данным ФТС России, двусторонний товарооборот составил $1,9 млрд (рост на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года). Экспорт составил $1,56 млрд (рост на 6,3%), а импорт - $385,6 млн (увеличение на 23,8%). Согласно прогнозу торгпредства РФ в Азербайджане объем товарооборота в 2011 году может достичь отметки в $3 млрд.
Всего на азербайджанском рынке осуществляют свою деятельность более 500 российских компаний, в т.ч. свыше 170 со стопроцентным российским капиталом и 237 - в формате СП. Российско-азербайджанским СП "АзРосПромИнвест" в 2007 году в Азербайджане был построен и введен в эксплуатацию завод по переработке бентонита. Благодаря налаженному взаимодействию ассоциации "Росагромаш" с местным ОАО "Агролизинг" заметно увеличился экспорт в Азербайджан сельхозтехники, в том числе - зерноуборочных комбайнов "Нива". В Азербайджане создано и действует совместное предприятие "ХазарLada" с участием капитала ОАО "АВТОВАЗ" по сбыту, сервису и техническому обслуживанию автомобилей LADA. С азербайджанскими предприятиями успешно сотрудничает ОАО "УАЗ". Основными покупателями российского внедорожника в Азербайджане являются компании нефте- и газоперерабатывающей отрасли (ГНКАР, ЗАО "Азеригаз", ОАО "Азерсу"), минтранс, минздрав, строительные компании.
В свою очередь азербайджанские инвесторы также вкладывают свои средства в производственные объекты на территории России. В сентябре 2010 года в Краснодарском крае (г. Белореченск) введена в эксплуатацию чаеразвесочная фабрика стоимостью $17 млн и начато строительство консервного завода с аналогичным объемом капвложений, финансирование которых осуществляет азербайджанская компания Azersun Holding. Данная компания активно сотрудничает с азербайджанскими фермерами, закупая их продукцию, кроме того, инвестирует средства в возрождение чайных плантаций.
Еще одно важное направление двухстороннего взаимодействия - сотрудничество в авиационной сфере. ОАО "Аэропорт "Астрахань" и ЗАО "Азербайджанские авиалинии" (AZAL) готовят к реализации совместный инвестиционный проект строительства грузового хаба в Астрахани стоимостью 200 млн рублей. Объект будет занимать площадь в 4 га, включая загрузочную площадку и терминалы разгрузки.
Активно развивается сотрудничество в финансово-банковском секторе. Успешно функционирует "дочка" Международного банка Азербайджана в России - МБА-Москва. Сеть филиалов и офисов МБА-Москва в России насчитывает 9 подразделений: пять в Москве, три в Санкт-Петербурге и один в Екатеринбурге. В свою очередь, активно работает на азербайджанском рынке финансовых услуг "дочка" ВТБ - VTB-Азербайджан. Дочернюю компанию в Азербайджане имеет также один из крупнейших банков России "Уралсиб".
Локомотив двусторонних отношений
Энергетическое сотрудничество между Азербайджаном и Россией включает в себя весь комплекс отраслей - от поставок нефти и газа до торговли электроэнергией. "Газпром" и ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики) 29 июня 2009 году подписали прорывное соглашение об "Основных условиях контракта купли-продажи азербайджанского природного газа", в соответствии с которым начали осуществляться поставки природного газа из Азербайджана в Россию. Соглашение, адаптированное позже, рассчитано на период до декабря 2015 года и предусматривает ежегодные поставки в объеме 500 млн куб. м с возможностью увеличения объемов поставок до 3 млрд куб. м. За 2010 год в соответствии с контрактом поставлено 0,8 млрд куб. м азербайджанского газа. В ходе официального визита президента России в Азербайджан в июле 2010 года было согласовано увеличение поставок азербайджанского природного газа в 2011 году до 2 млрд куб. м. Подписано соответствующее дополнение к контракту, в котором также оговаривается возможность увеличения годового контрактного объема поставки в 2012 году свыше 2 млрд куб. м. газа.
Правительства двух стран, учитывая расширяющееся российско-азербайджанское сотрудничество, рассчитывают выйти на заключение целостного межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли, закрепляющего достигнутые договоренности. Перспективы развития газового сотрудничества достаточно благоприятны, учитывая рост числа доказанных и открытых месторождений. В частности, на азербайджанском шельфе Каспия кроме широко известного морского газоконденсатного месторождения "Шахдениз" (1,2 трлн кубометров газа) открыто месторождение "Умид" и буквально недавно "Абшерон" (по данным ГНКАР, доказанные запасы структуры "Абшерон" составляют 300 млрд кубометров газа и 45 млн. тонн конденсата). Таким образом, при благоприятном исходе переговоров Россия может стать транзитной страной в экспорте азербайджанского газа на западные рынки, в том числе через планируемый газопровод "Южный поток".
Основным инструментом транспортировки азербайджанской нефти на мировой рынок является нефтепровод "Баку - Тбилиси - Джейхан". Достаточно важным с точки зрения энергетического обмена и обеспечения диверсификации маршрутов экспорта нефти представляется транспортировка азербайджанской нефти через территорию России по нефтепроводу "Баку - Новороссийск". Этот объем небольшой, но постоянный (около 3 млн тонн в год). Большую активность на сырьевом рынке Азербайджана проявляет российская компания "ЛУКОЙЛ". Она имеет в Азербайджане сеть автозаправочных комплексов, а также владеет 10-процентной долей в проекте освоения месторождения "Шахдениз".
Транспорт: перспективы трансрегиональных коммуникаций
Баку и Москва cтали более активно использовать резервы трансрегиональных транспортных коммуникаций, что в перспективе позволит российским и азербайджанским компаниям активнее и с более сильных позиций выйти на международные рынки юга и юго-востока Евразии. В ближайшей перспективе ключевые элементы транспортного взаимодействия будут раскрываться в следующих направлениях. Во-первых, планируется открытие постоянного паромного сообщения Баку - Астрахань. Второй элемент - реконструкция федеральных трасс по территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в направлении Азербайджана, а также в направлении Астрахани и федеральной трассы "Дон". В свою очередь, в Азербайджане реализуется заключительная стадия реконструкции дороги от Баку до границы с РФ. Продолжится поддержка Россией процесса интеграции железнодорожных магистралей Азербайджана и Ирана в систему транспортного коридора "Север-Юг". Для получения РЖД выхода на иранские порты в Персидском заливе требуется осуществление строительства железнодорожного моста через реку Астара на азербайджано-иранской границе и двух непротяженных магистралей на территории Ирана. Реализация данного проекта даст возможность России выйти через Азербайджан на рынки Персидского залива, Ирану - выход в страны Европы и Россию. Соответственно Азербайджан получит дополнительные преимущества кавказского транзитного узла.
Фактор стабильности и безопасности для России
Азербайджан для России является естественным заслоном от источников различных негативных проблем с Юга (из региона Среднего Востока, Центральной Азии и Персидского залива). Поэтому для России крайне важен стабильный и сильный Азербайджан, в противном случае российский Кавказ может столкнуться с неприятными деструктивными влияниями. Именно поэтому важнейшим элементом двусторонних отношений является взаимодействие спецслужб по линии гражданской безопасности, а также стратегическое взаимодействие в области региональной ПРО и ПВО СНГ. Начнем с первого элемента - межведомственного сотрудничества силовых структур и МЧС. Традиционно тесные отношения налажены между ФСБ России и МНБ Азербайджана. Основные темы взаимодействия этих структур вращаются вокруг двух проблем: приграничного сотрудничества и совершенствования взаимодействия по розыску лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Вторая проблема - пресечение контрабанды наркотиков и незаконной миграции.
К числу наиболее значимых результатов эффективного взаимодействия спецслужб с 2005 года следует отнести неоднократные перехваты грузов с экстремистской литературой, снижение общего объема наркотрафика из Ирана, пресечение контрабанды из Азербайджана в Россию партии ПЗРК "Стрела-2". Стоит упомянуть и о крупной операции с участием ФСБ России, МВД Дагестана, МНБ и Внутренних войск Азербайджана по поимке и уничтожению участников бандформирования "Лесные братья" на границе Дагестана и Гусарского района Азербайджана. Весьма доверительный характер отношений спецслужб, а также близкие и нередко совпадающие оценки причин потенциальных угроз, продемонстрировал международный форум руководителей спецслужб мира, состоявшийся недавно в Екатеринбурге. Азербайджанскую делегацию на форуме возглавил руководитель администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев.
Активно развиваются отношения между службами МЧС двух стран. Российские специалисты оказывали и оказывают содействие в деле формирования азербайджанской структуры, делятся опытом взаимодействия при осуществлении профильных операций. Среди знаковых событий последнего времени - новый формат сотрудничества в области предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. МЧС России и Азербайджана осуществляют несколько крупных совместных проектов в сфере закупки и обслуживания специальной техники, а также в области взаимодействия на Каспии, уже по линии трехстороннего сотрудничества с Казахстаном. Азербайджанские специалисты принимали участие в тушении пожаров на территории России летом 2010 года, за что были отмечены благодарностью и памятными медалями от президента Дмитрия Медведева. Силы МЧС и погранведомств двух стран регулярно осуществляют патрулирование транспортных и рыболовецких зон в период сезонных штормов на Каспии.
Малоизвестным направлением сотрудничества выступает ракетно-стратегическое взаимодействие стран в области ПРО и ПВО СНГ. Главную роль в этой теме играет РЛС "Дарьял" в Габалинском р-не Азербайджана. Достоинство станции заключается в том, что в свое время она была наиболее модернизированной разработкой, предназначенной для обнаружения атакующих межконтинентальных и баллистических ракет подводного базирования. В начале 2002 года был определен статус, принципы и условия использования РЛС в Азербайджане. Россия использует его на правах аренды сроком в 10 лет, он служит для ведения разведки космического пространства и отслеживания пуска ракет на ближневосточном и центральноазиатском направлениях. Срок действия аренды заканчивается в следующем году, и будущее российское присутствие на станции во многом зависит от решения проблемы развертывания американской ПРО. В 2006 году российская сторона предложила использовать Габалинский узел на паритетных условиях с США. В 2007 году начались консультации с американскими экспертами. В комплексе с другими политическими действиями это предложение Москвы существенно затормозило развертывание ПРО в Польше. По сути глобальная система ПРО продолжила развитие под монопольным контролем США. Вашингтон ссылается на трудности командного взаимодействия станции в Габале в привязке к РЛС такого же типа в Колорадо, Аляске и Калифорнии. Главной проблемой остается политическое нежелание создавать интегрированную глобальную систему военно-космической безопасности в составе с Россией. Что касается взаимодействия в рамках ПВО СНГ, то азербайджанские делегации постоянные участники встреч военных и специалистов, отвечающих за поддержание системы ПВО стран СНГ. После приобретения в России нескольких комплексов ЗРК С-300 Баку получил возможность укрепить свой оборонительный потенциал и теперь может дополнить высокотехнологичным сегментом общую структуру ПВО СНГ в центральном и южном районе Каспия.
Заглядывая в будущее из перспективы сегодняшнего дня, очевидна возрастающая в регионе комплексная роль Азербайджана: в экономике, политике, культурной и социальной среде. Поэтому наиболее ценная характеристика Азербайджана, это не пресловутая "нефть-газ", а макроэкономическая и социальная устойчивость. По сути, для России и российского Кавказа Азербайджан является государством-стабилизатором. Это важнейшее качество и неоценимое достоинство на годы вперед. Таким образом, укрепление всего объема двусторонних отношений призвано усилить общество двух стран и укрепить государственные структуры как в России, так и в Азербайджане, перед лицом грядущих вызовов.
Эта статья - последняя работа Олега Цыганова, автора и руководителя проекта "Азербайджан". Он ушел от нас после продолжительной болезни.