В Вологде приняли муниципальный закон, поощряющий партнерские отношения бизнеса с техникумами, колледжами и профтехучилищами.
Теперь у вологодских предпринимателей появился стимул брать на практику студентов и вкладывать деньги в материально-техническую базу учебных заведений. Компаниям, заключившим договор с городскими учреждениями начального и среднего профессионального образования, муниципальные власти готовы предоставить 30-процентную льготу по уплате земельного налога. Предполагается, что высвободившиеся деньги работодатели направят на покупку или аренду оборудования для подшефных учебных заведений, оплату труда практикантов и руководителей практики.
- Инициатива муниципального образования, стимулирующая предприятие участвовать в процессе подготовки специалистов со студенческой скамьи, - это прецедент для Северо-Западного федерального округа, - прокомментировал "Российской газете" инициативу вологодских законодателей генеральный директор Центра межрегионального взаимодействия работодателей СЗФО Ярослав Мешавкин. - Программы содействия кадровому обеспечению бизнеса принимались и раньше, но исключительно на региональном и федеральном уровнях.
Как пояснил Ярослав Мешавкин, практически для всех работодателей СЗФО актуальна проблема несоответствия продукта, который производит рынок образовательных услуг, требованиям рынка труда. С одной стороны, вузам, техникумам и ПТУ не раз приходилось выслушивать жалобы на "нулевых" специалистов, которые слабо подготовлены теоретически и совершенно не готовы к практическому труду. "Случается, что к нам приходят очень талантливые ребята, но абсолютно всех недавних дипломников приходится доучивать, - признается корреспонденту "РГ" коммерческий директор одной из петербургских ювелирных компаний Надежда Якушева. - Например, чтобы достичь уровня профессионального модельера, выпускнику вуза по специальности "ювелир-модельер" требуется проработать не менее трех лет".
С другой стороны, не все работодатели готовы обеспечивать учебным заведениям материальную базу для подготовки специалистов "под ключ". Каким-то компаниям нести дополнительные расходы, связанные с организацией студенческой практики и предоставлением оборудования колледжам и училищам, не позволяет напряженное финансовое положение, где-то не хватает опытных наставников-практиков, где-то боятся подпускать "нулевых" практикантов к дорогостоящим станкам. "Поэтому любые политические и экономические механизмы, способствующие установлению контактов между образовательной средой и предпринимательством, оказывают положительное воздействие на региональные рынки труда, - продолжает тему Ярослав Мешавкин. - С учетом острой нехватки специалистов рабочих профессий, с которой сталкиваются многие работодатели округа, опыт Вологды следовало бы растиражировать на все крупные муниципальные образования СЗФО".
- Так или иначе, сейчас бизнес Северо-Запада заинтересован стать важным звеном в образовательной цепочке, - озвучивает позицию работодателей Ярослав Мешавкин. Компании с широкими финансовыми возможностями обучают будущих сотрудников теоретическим и практическим знаниям в стенах предприятий, постепенно вовлекая студентов в производство. Многие работодатели участвуют в составлении образовательных программ колледжей, техникумов и училищ, заключают с образовательными учреждениями долгосрочные договоры о сотрудничестве, подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников.
- Мы заключили долгосрочные договоры примерно с 40 работодателями, среди которых есть крупнейшие компании Вологодской области и все предприятия региональной системы кооперации, - рассказывает "Российской газете" заместитель директора по производственному обучению Вологодского кооперативного колледжа Галина Кузнецова. По ее словам, в последние годы вологодские работодатели охотно идут на контакт с образовательными учреждениями - сказывается сложившийся еще в докризисное время дефицит высококвалифицированных кадров. "Будем надеяться, что налоговые льготы существенно расширят горизонты сотрудничества между бизнесом и учреждениями образования, - продолжает Галина Кузнецова. - Учебному заведению долгосрочное партнерство с работодателем обеспечивает стабильные места на учебной практике с возможностью дальнейшего трудоустройства студентов. Предприниматели получают сотрудников, овладевших необходимыми технологиями еще в период обучения на производстве".