Очередной международный кинофестиваль "2-in-1" ("Два в одном") пройдет в Москве с 21 по 24 октября. Главная площадка смотра - кинотеатр "35 мм". Основная тенденция фестиваля, на которой хотел бы сфокусировать внимание зрителя программный директор Алексей Медведев, - это удивление. Отсюда сформировались и новые критерии отбора конкурсных фильмов.
- Мы выбирали фильмы, которые используют культурные коды, способные перестроить наше восприятие действительности, изменить сознание, вызвать плодотворный шок, - говорит Алексей Медведев. - Хотели показать не только то кино, которое нравится, но и те фильмы, которые не являются однозначными шедеврами, но способны что-то изменить во взгляде зрителя на современное киноискусство в целом. Шокировать не кровью, насилием и экспрессией, а неожиданностью авторского подхода. В мире, где происходит явный застой арт-хауса, где выработался так называемый фестивальный формат, когда продюсеры заранее делают фильмы под определенные киносмотры, а фестивали финансируют только то кино, которое им нравится и которое они заранее готовы награждать, удивление от искусства - это самый дефицитный товар.
В конкурсе фестиваля 9 картин. Откроется "2-in-1" фильмом японского режиссера иранского происхождения Амира Надери Cut, картиной во многом автобиографичной, которую можно сравнить с признанием в любви к старому японскому кино и протестом против кино настоящего.
Фильм, закрывающий фестиваль, - Play (совместное производство Швеции, Франции и Дании) режиссера и сценариста Рубена Эстлунда. В основе сюжета - истории о том, как подростки издеваются над своими сверстниками. Преступная группировка из 12-14-летних ребят за два года совершила около 40 ограблений других детей в центре Гетеборга. Для этого преступники придумали настоящую ролевую игру "трюк с братом".
Мировая премьера на фестивале - работа Давида Яржеба "Голова-руки-сердце" (Чехия).
- Это фильм, который не вписывается ни в один из известных мне кинематографических кодов и вызывает ассоциации с великими книгами о закате Европы, написанными на рубеже XIX-
XX веков Кафкой и Музилем, - считает Алексей Медведев.
Бельгийская картина "Бычара" Микаэла Роскама точно станет открытием для публики. Картина заявлена как кино про бельгийскую мафию, которая занимается нелегальной торговлей гормонами для крупного рогатого скота, но на поверку оказывается, что это кино о самой природе мускулинности и мужского начала в современном мире.
"Тяжелая работа" (Бразилия) режиссеров и сценаристов Жулиана Рохаса и Марко Дутра интересна сочетанием жанров. Авторам удалось совместить социальную драму супружеской пары с фильмом ужасов и фэнтези.
"Когда-то река была человеком" (Германия), режиссер Ян Цабайль, - скромное кино, в котором все диалоги умещаются на половине страницы, но при этом смотреть его нескучно.
И одно из главных событий конкурсной программы - фильм America (Португалия - Россия) режиссера Джоао Нуно Пинто, главную роль в котором сыграла Чулпан Хаматова. Любовная история развивается на фоне меняющейся под наплывом мигрантов Португалии.
- Мы не гонимся за премьерами, наша задача постараться найти фильмы, которые не были в конкурсе Канн, Берлина или Венеции, но прошли там в параллельных программах, где не получили должного внимания, - рассказывает Алексей Медведев. - Мы такие картины находим, как крупицы золотого песка, собираем их в конкурсе фестиваля, отдавая то центральное место, которого они заслуживают. И из этих крупиц золотого песка стараемся отлить полноценный золотой слиточек на радость всем любителям кино.