Когда я позвонил в Президентский оркестр и пригласил к телефону его главного дирижера и художественного руководителя Виктора Бабарикина, мне ответили: "Вы его сейчас не застанете. Он на учебе". Поэтому первый вопрос, который я задал ему при встрече, был вполне логичен:
- На кого учитесь?
- В Академии управления при Президенте познаю азы специальности "Управление персоналом". Так сложилось в оркестре, что главный дирижер отвечает за все: помимо творческой работы приходится выполнять и административную - играть роль менеджера, директора.
- Сейчас, может, проще по Интернету учиться, чем в академию на лекции ходить?
- У меня преподают педагоги с кафедры психологии - люди, которые владеют очень ценным опытом. Дирижер ведь должен быть хорошим психологом - это важное качество для современного руководителя.
- В чем особенность вашего оркестра?
- Прежде всего в том, что мы играем на государственных мероприятиях с участием Главы государства. Исполняем фанфары, встречая высоких гостей. Президентский оркестр обязательно сопровождает церемонию вручения госнаград. 30 сентября на фестивале "Дажынкi" в Молодечно будем открывать церемонию награждения тружеников села. Кстати, наш коллектив в шутку музыканты называют "оркестром телекомпании "Уорнер Бразерс". Потому что мы универсальны: играем как классическую академическую музыку - симфонии, оперные арии, так и джазовые композиции, симфорок, рок-музыку в чистом виде. Музыкант нашего коллектива должен уметь работать как в академическом, так и в эстрадном жанре. Мы аккомпанировали Дмитрию Хворостовскому, Хосе Каррерасу, Саре Коннор, Рикардо Фольи, Аль Бано, Мишелю Леграну.
- Если приезжают главы государств, в аэропорту их встречает торжественными звуками марша именно ваш оркестр?
- Возле трапа самолета первых лиц встречает оркестр Роты почетного караула - это наши коллеги и друзья. У нас даже есть совместный концертный номер: во время исполнения "Белорусского вокзала" ребята из роты демонстрируют дефиле. А Президентский оркестр играет на приемах в честь высоких гостей из разных стран. Недавно выступали перед делегацией из КНР. Играли китайские мелодии.
- Сложно было?
- Из посольства КНР мы получили музыкальный материал. Я отслушал все композиции, выбрал подходящие. Затем сделали аранжировки - и сыграли. Некоторые китайские инструменты заменили синтезатором. Но современная техника не всегда помогает. В каждой стране есть свои специфические национальные инструменты. Когда исполняли музыку Венесуэлы, брали у коллег из других оркестров маракасы - ударные инструменты, похожие на кокос с ручкой, а внутри шарики или рис. Когда исполняли музыку Армении, у нас не было дудука - тамошнего духового инструмента с очень приятным звучанием. И все-таки мы нашли идентичную замену - саксофон-сопрано.
- Ну а есть ли "чисто белорусские" инструменты, которые ничем нельзя заменить?
- Цимбалы лучше слушать живьем. Даже баян стараемся не заменять синтезатором: специально приглашаем баяниста - обычно Александра Шувалова.
- Сейчас очень популярна дуда - белорусская волынка. Вы ее используете?
- С Президентским оркестром сотрудничает Виталий Борыгин: он играет на народных инструментах - на дуде, окарине. Мы с ним сделали специальный номер, с которым выступали недавно на концерте в Солигорске перед шахтерами. Был большой успех: фольклор в синтезе с эстрадно-симфоническим оркестром публика принимает на ура.
- Что нужно молодому музыканту, чтобы войти в ваш коллектив?
- Набор в оркестр открытый. Правда, в последнее время места освобождаются, только если наши девушки уходят в декретный отпуск. Тогда мы предлагаем желающим их на время заменить - принять участие в конкурсе. Сейчас есть место в группу виолончели и даже одна свободная штатная единица контрабасиста. Приглашаем!
- В вашем музыкальном коллективе очень много молодежи, хотя в оркестре со статусом президентского ожидаешь увидеть седых мэтров. Как так сложилось?
- Да, мы очень молоды - средний возраст участников оркестра 30 лет. Но и коллектив появился недавно - в следующем году отметим 10-летие. 6 августа 2002 года Президент подписал указ о создании оркестра. Затем объявили конкурс на вакансию главного дирижера. Я прошел кастинг и потом вместе с Минкультуры и Управлением делами Президента отбирал музыкантов. Главная идея, которая у нас была, - дать возможность реализоваться молодым, поэтому многие музыканты - вчерашние студенты. Мне самому было 24 года, когда я возглавил оркестр. Первая репетиция состоялась 15 ноября 2002 года.
- А с кем из артистов сотрудничаете?
- Да практически со всеми! Анатолий Ярмоленко, Александр Тиханович с Ядвигой Поплавской, Виктория Алешко, Валерий Скорожонок из "Песняров", Алексей Хлестов, Инна Афанасьева, Ирина Дорофеева, Тариел Майсурадзе, солисты Большого театра оперы и балета Елена Шведова, Александр Краснодубский, участники проекта ОНТ "Новые голоса Беларуси" - все они желанные гости и участники наших программ.
- Кстати, насколько я знаю, группа "3+2", защищавшая честь Беларуси на "Евровидении-2010", тоже вышла из ваших недр. Как дела у ребят?
- Все 5 исполнителей группы действительно работали в оркестре. Но "3+2" - это в первую очередь проект телеканала ОНТ. Сейчас мы с артистами работаем по договору подряда. Практика показала, что когда с оркестром выступают одни и те же солисты, то репертуар "застаивается". Нам интересно приглашать разных исполнителей. Кстати, Егиазар Фарашян, участник "3+2", которого мы по дружбе зовем просто Егором, часто выступает на наших концертах.
- Произведения каких российских композиторов звучат в вашем репертуаре?
- Мне более всего близки Чайковский, Рахманинов, Скрябин - они очень мелодичны. Играем немало из Шостаковича - он для меня в своих симфониях, как Маяковский в поэзии. Современных авторов также не обходим вниманием - исполняем произведения Александры Пахмутовой, Андрея Петрова, Тамары Гвердцители.
- Несколько слов о планах на эту осень.
- 6 ноября во Дворце Республики у нас будет совместный концерт с участниками Electric Light Orchestra, группы, известной хитом Ticket on the Moon. Также в ноябре готовим специальную программу для тех, кто придет на "Музыкальные вечера с Президентским оркестром" во Дворец Республики: вместе с Министерством культуры пригласили главного дирижера оркестра радио и телевидения Хорватии Младена Тарбука и композитора Давора Бобича.
- Давайте вернемся к истокам: почему вы все-таки выбрали профессию дирижера?
- Я не выбирал. Так получилось. Обычно все о чем-то мечтают в детстве. А я не мечтал, а взял и сам пошел в музыкальную школу - в 8 лет. Родителей потом просто поставил перед фактом. На всех школьных вечерах, в День учителя, День Победы я пел песни - "Орленок", "Взвейтесь кострами", "Крейсер "Аврора", "Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова". В консерватории сначала готовил себя к карьере солиста-исполнителя на духовых инструментах. Мечтал, что буду работать в британском Королевском оркестре. И мечта практически сбылась - у себя на родине стал главным дирижером и художественным руководителем Президентского оркестра.