На этой неделе несколько российских и белорусских военных объектов с воздуха проинспектируют эксперты из Великобритании.
Их командировка организована в рамках международного Договора "Открытое небо". Маршрут контрольных полетов ограничен 5,5 тысячи километров.
- Смысл воздушных инспекций сводится к предотвращению внезапных атак на сопредельные территории. Ничто не ограничивает возможности контролеров. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года договор разрешает инспекторам снимать передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры, - объяснили корреспонденту "РГ" в российском военном ведомстве.
Наблюдатели могут барражировать над сушей, морем и фиксировать все происходящее внизу. Но приземляться вне заранее оговоренных объектов и тем более вмешиваться в происходящее на военных базах им запрещено.
Для работы в российском и белорусском небе британцы используют самолет SAAB-340. Местом его временного базирования стал подмосковный военный аэродром Кубинка.
Самолет-наблюдатель не имеет вооружения, зато оборудован аппаратурой контроля. По договору, на его борту можно иметь видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде.
Главное требование - чтобы на снимках распознавались основные виды военной техники. Копию воздушной съемки при желании может получить каждый участник договора.
Между прочим, именно в Кубинке дислоцируется авиатехника, которую во время облета чужих территорий используют российские экипажи. Более того, для воздушного мониторинга по программе "Открытое небо" несколько лет назад в составе ВВС был создан специальный летный отряд. Туда вошли сертифицированные по международным стандартам самолеты Ту-154 МЛК1 и Ан-30.
Правда, сейчас и техника, и экипажи стали напрямую замыкаться на Генеральный штаб. Это, наверное, правильно. Ведь наше участие в программе "Открытое небо" по линии военного ведомства курирует именно Генштаб. В США роль всевидящего ока играют самолеты ОС-135В - это военная версия "Боинга-707". Однако не все государства имеют подходящую для таких целей авиатехнику. К примеру, те же англичане прилетели в Россию на шведском самолете.