Сейчас в Европу летают 18, а из стран ЕС к нам - 29 авиакомпаний. Желая привлечь новых пассажиров и уравновесить тарифы, российские и европейские авиакомпании применяют разнообразные механизмы сотрудничества, в частности, и присоединение к мировым авиационным альянсам. Об этом говорилось на авиасаммите Россия-Евросоюз, собравшем главных специалистов по авиационной промышленности и регулированию. Как отмечают организаторы, саммит готовился около пяти лет.
За последние 5 лет авиационные перевозки между Россией и странами-членами ЕС существенно выросли. По итогам 2010 года объем пассажирских перевозок вырос на 18%, а грузовых - на 38%. В прошлом году полеты в пункты на территории государств, входящих в ЕС, составили 40% от всех международных перелетов российских авиакомпаний. Такой рост показателей специалисты связывают с проводимой авиакомпаниями гибкой тарифной политикой, оптимизацией расходов, модернизацией парка воздушных судов и повышением деловой активности населения. Современные требования экономичности и воздействия на окружающую среду являются для нас общими на данный момент. Стратегия нового развития авиации у нас в стране утверждена, еще в 2006 году была создана новая организационная структура отрасли.
- Сейчас завершено формирование кластеров, например созданы Объединенная авиастроительная корпорация, также корпорации "Вертолеты России" и Объединение двигателестроителей России, - рассказал о направлении в развитии авиапромышленности страны заместитель министра промышленности и торговли России Игорь Караваев. - Плюс создаются еще объединения меньшего масштаба - кластеры агрегатостроения и авиаприборостроения. Также для концентрации научно-исследовательских ресурсов есть намерение создать на базе ЦАГИ им. Жуковского объединенный авиационный научный центр.
Для работы на конкурентом европейском рынке в России сейчас ведутся исследования в области создания перспективного скоростного вертолета и самолетов нового поколения. В проекте создание магистрального самолета МС-21, сейчас выбирают поставщиков комплектующих для него. При этом наши специалисты признают, что основным тормозом в нашей работе являются вопросы по гармонизации стандартов и послепродажного обслуживания воздушных судов на территории покупателя.
Также нам предстоит решить такие проблемные вопросы, как ликвидация сборов за транссибирские перелеты для зарубежных авиакомпаний, устаревшие нормативы, неразвитость инфраструктуры, ограничение допуска к международным полетам среди наших перевозчиков. А еще России придется адаптироваться к европейским стандартам аэронавигации, а также подумать, как мы сможем принять участие в общеевропейских попытках снизить вредное воздействие авиации на окружающую среду. При этом в России не приветствуют торговлю квотами на выброс парниковых газов, применяемую в Европе, хотя некоторые наши перевозчики, работающие в Евросоюзе, уже ведут отчисления. Министр транспорта России Игорь Левитин предлагает развить другую систему: возможно, как-то поощрять компании, которые показали положительную динамику в сокращении вредных выбросов, вместо денежных сборов с "загрязнителей".