Пресс-тур, которые ежегодно проводят для российских журналистов белорусские власти, на сей раз позволил не только сравнить хозяйства наших государств, но и заглянуть в будущее, связанное с образованием единого экономического пространства. В гостях у соседей побывал и брянский корреспондент "РГ".
Самое простое доказательство того, что возможности бизнеса расширятся, - ситуация на границе. Таможенный союз сделал ее условной. Переход на шоссе, которое связывает Брянск и Гомель, сохранил сооружения, предназначенные для таможенников, но теперь здесь можно встретить только страховщиков да работников кафе. Оплачивай автомобильную страховку - и поезжай дальше.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заметил, что потребовавшееся для построения единого экономического пространства выравнивание пошлин сказалось для республики потерями больших средств. Три миллиарда долларов, в ажиотаже потраченные местными жителями на закупку подержанных автомобилей, в итоге обернулись валютным кризисом. Но он менее всего заметен на предприятиях соседнего государства. Особенно на тех, которые экспортируют свои товары в Россию. Завод "Гомсельмаш", например, сохранил 19 тысяч работников. В Брянске белорусы открыли первое сборочное производство, а потом создали еще несколько. Сейчас около трети своих комбайнов гомельчане продают в Россию. "Это позволило за три года нарастить объем производства в шесть раз", - сообщил заместитель гендиректора Виктор Коржов.
Конкуренция подстегивает и российских производителей сельхозтехники, а кроме того, участившиеся поездки в Белоруссию позволяют нашим промышленникам быстрее перенимать опыт соседей. Причем не только промышленный. Агрокомбинат "Сож", например, прославился устройством поселков, в которых живут его работники. Возле двухэтажных домов - непривычная чистота, почти везде клумбы, а в некоторых местах - изготовленные местными умельцами скульптуры.
- Здесь нет дворников, - похвалилась председатель наблюдательного совета Антонина Трегубова. - Жители следят за порядком сами. Мы считаем, что это препятствует иждивенчеству.
Идею агрогородков переняли у белорусов и брянские власти. В регионе создано почти два десятка таких предприятий с участием областной и муниципальной власти. В Белоруссии их гораздо больше, только в Хойницком районе - шесть. Здешние земли находятся вблизи Чернобыльской станции, и хотя уровень радиации здесь огромный, местные земледельцы научились выращивать чистую продукцию и успешно занимаются животноводством. Их секреты тоже понадобятся российским регионам. Особенно ценны исследования ученых единственного в мире радиационно-экологического заповедника - Полесского. Белоруссия ежегодно расходует на его содержание пять миллионов долларов, здесь трудятся 740 человек. Они исследуют состояние земель, пасек, садов, лесов.
- Мы находимся в семидесяти километрах от Чернобыля, - рассказывает кандидат наук Юрий Бондарь. - Это и повлияло на то, что местные земли заражены гораздо сильнее, чем брянские. Здесь и стронций, и америций - все! Но заповедник будет всегда, а значит, придется много лет проводить исследования.
Сотрудничество с белорусами в этой сфере придется наращивать в любом случае, ведь этого требует даже сама природа. За последние годы усилилась миграция животных. Особенно много развелось кабанов, причем они, как правило, сильно "светятся". Как предотвратить распространение радиации и уберечь животный мир, еще предстоит выяснить ученым. Пока же, как сказал председатель Хойницкого райисполкома Александр Биган, приходится сеять для кабанов "отвлекающую" культуру - кукурузу:
- А населению мы даем рекомендации, как питаться, чтобы обезопасить жизнь в зоне.
Потепление климата, по мнению работников Полесского заповедника, уже вызвало странное переселение с Украины в Белоруссию огромных кузнечиков-богомолов. К чему приведут подобные перемены? Для успешных исследований понадобится более глубокое сотрудничество между учеными славянских стран. Да и ни к чему России тратить средства на создание такого экологического заповедника, если уже есть Полесский и труды его ученых. Возможно, полное открытие границ позволит быстрее понять, что можно обойтись без дублирования белорусских чернобыльских программ. В Хойниках, например, уже убедились, что такая культура, как рапс, не накапливает радиацию. Впрочем, как и яблоки. Соответствующий крен взяло местное сельское хозяйство. Понятно, что схожими рекомендациями могут воспользоваться и брянские аграрии.
А властям российских регионов, несомненно, приглянулся бы опыт белорусских дожинок. Благодаря этим послеуборочным программам, на которые государство выделяет солидные средства, соседи преобразили не один город. В Хойниках на болоте вырос великолепный парк, а стадион с искусственным покрытием, какой имеет не каждый областной город, привлек сюда всю молодежь.
Между тем единое экономическое пространство трех государств позволит гораздо быстрее открывать совместные предприятия, уверен Александр Биган. Скажем, в Хойницком районе могли бы ремонтировать двигатели российских автомобилей.
Российский бизнес сейчас, конечно, больше всего интересуют приватизационные планы соседей. Координирует их глава государства. По словам Александра Лукашенко, Беларусь остается сборочным цехом России, хотя за последние пять лет цена на наши энергоносители увеличилась в пять раз.
Во время встречи с российскими журналистами белорусский президент назвал естественным участие нашей страны в приватизации "Белтрансгаза" и нефтеперерабатывающих заводов. Всего в этом году на продажу будет выставлено 180 предприятий.
Очевидно, не менее ценным было бы приобретение белорусского опыта строительства городов или дорог. Здесь можно исколесить сотни километров по гладким шоссе и не встретить ни одной ямки. Хорошо, что белорусские дорожники уже пришли на Брянщину, где смогли показать новые стандарты качества.
К сожалению, пока не востребован у нас опыт градостроительства. Разрешение на выделение земель для новых микрорайонов Минска, по словам Александра Лукашенко, подписывает только глава государства:
- Причем принцип у нас такой: микрорайон - парк, микрорайон - парк.
В том, что минчане могут вольно дышать, способен без труда убедиться житель любого российского города, задыхающегося сегодня от тесноты уродливо застраивающихся улиц и избытка автомобилей. Вероятно, даже обычные поездки в Гомель или Минск помогут россиянам лучше понять, где и как они живут. Ведь единое экономическое пространство создается не для государств - для граждан.